Моряки и корабли

Адмиралтейские верфи. Современная проходная предприятия

Адмиралтейские верфи. Современная проходная предприятия


Адмиралтейские верфи. История предприятия

Строительство главной верфи России началось 5 ноября 1704 года, а уже в апреле 1706 года на воду было спущено первое судно. Если первоначально в Главном Адмиралтействе строились небольшие суда - галеры, буера, прамы, бригантины и шнявы, то уже в сентябре 1709 года здесь был заложен первый корабль открытого моря, ознаменовавший собой новый этап в развитии русского флота - 54-пушечная "Полтава". Всего в петровское время на верфях Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер.

Именно здесь была построена и испытана в 1725 году первая подводная лодка - "потаенное судно" крестьянина Ефима Никонова.

Первая половина ХIХ века ознаменовалась началом использования пара и созданием металлических кораблей. В августе 1815 года на заводе был построен первый в России пароход, успешно совершавший затем рейсы в Кронштадт. Инженерами и мастерами Адмиралтейских верфей были созданы корабли, ставшие вехами в истории флота России и мирового технического прогресса. Это - броненосная батарея "Не тронь меня" (1865 г.) с первыми морскими нарезными артиллерийскими орудиями; первый в мире мореходный миноносец "Взрыв" (1877 г.); прототип эскадренных броненосцев "Петр Великий" (1877 г.) - мощнейший корабль своего времени.

Среди кораблей, родившихся на стапелях завода - и легендарный крейсер "Аврора", и совершивший под командованием С.О.Макарова трехлетнее кругосветное путешествие знаменитый корвет "Витязь", чье имя высечено на фасаде Океанографического музея в Монако.

Со дня основания верфи до 1917 года на ней было построено более 1000 судов и кораблей. Среди них 137 крупных парусных военных кораблей, около 700 средних и малых парусных и гребных судов, более 100 металлических кораблей, в том числе 25 броненосцев, 8 крейсеров 1 ранга. По числу и качеству построенных кораблей в те годы в России не было верфи, равной Адмиралтейству.

В годы Великой Отечественной войны на всех четырех флотах советские моряки сражались на кораблях адмиралтейской постройки. Это серии подводных лодок типа "Щ", "С", "К", "М", бронекатера, морские охотники.

В послевоенное время предприятие строило подводные лодки и боевые надводные корабли, суда гражданского флота самого различного назначения. В 1959 году вошел в строй первенец мирного атомного флота - ледокол "Ленин", более 30 лет, проплававший затем во льдах Арктики, прошедший за свою службу около миллиона миль.

Историческая справка
Недалеко от исторического центра Санкт-Петербурга, на левом берегу Невы, омываемая Фонтанкой и Пряжкой, раскинулась территория старейшего судостроительного предприятия России - Адмиралтейских верфей. 5 ноября 1704 года, спустя чуть больше года после основания города, Петр 1 заложил новую верфь - Адмиралтейский Дом.

Более 2000 кораблей и судов самого различного класса и назначения сошли за три века с адмиралтейских стапелей. И все эти три века история предприятия неразрывна с историей города.

Именно на Адмиралтейских верфях были выполнены многие государственные заказы для города, увековечившие своих создателей. Особое место занимает сооружение Александровской колонны на Дворцовой площади. В Адмиралтействе были отлиты все барельефы и украшения колонны, а также скульптурное изображение ангела, высотой 7 метров, венчающее колонну, 4 барельефа на основании колонны изображающие Неман, Вислу, Победу и Мир, Справедливость и Милосердие, Мудрость и Процветание, 4 орла и 4 канделябра в углах пьедестала. "Александрийский столп" стал памятником мастерству умельцев завода. Бронзовые барельефы, колоссальные фигуры, основной и боковые купола Исаакиевского собора созданы на нашем предприятии. При его строительстве адмиралтейцами были отлиты 4 барельефа, украшающие фронтоны собора, весом 182 т, изготовлены 9 из 12 фигур апостолов, 16 из 24 фигур ангелов, большой и малые купола собора, крыша собора, крытая медными листами, уникальные печи, обеспечивающие отопление помещений, подъемные механизмы (кабестаны) для подъема колонн собора.

В этих же мастерских изготавливались подвесные части петербургских мостов (в том числе Благовещенского моста (Лейтенанта Шмидта), сфинксы Египетского моста, грифоны Банковского моста, Львиный мост, многие сотни метров чугунных оград вдоль невских берегов, скверов и парков города.

Адмиралтейцы изготовили 5 стальных каркасов пятиконечных рубиновых звезд для башен Московского Кремля, множество металлических конструкций для московского метро, тюбинги для ленинградского метрополитена. Здесь же создавались несущие конструкции перронов Московского вокзала, навершие обелиска "Городу-герою Ленинграду" на привокзальной площади, предприятие финансировало создание памятника "Ника" к 300-летию Российского флота, что определило лицо сегодняшнего Санкт-Петербурга.

Основные исторические даты ФГУП «Адмиралтейские верфи»
1704 год закладка Адмиралтейского дома
1712 год начало строительства галер на Галерном дворе
1714 год начало строительства бастионов на Калинкином и Подзорном островах
1719 год начало судостроения на "Галерном островке" (в 1828 официально Калинкин о-в переименован в Галерный)
1721 год переименование Галерного двора в Галерную верфь
1792 год закладка Литейно-механического завода Берда
1881 год Основан Франко-Русский завод
1800 год Галерная верфь переименована в Новое Адмиралтейство
1841 год окончание судостроения в Главном Адмиралтействе
1908 год Новое Адмиралтейство и "Галерный островок" объединены в Адмиралтейский судостроительный завод
1913 - 1914 Адмиралтейский судостроительный и башенный завод
1914 год объединенное управление с Балтийским заводом
1921 год Адмиралтейский отдел Балтийского завода
1922 год Отделение им. А.Марти Балтийского завода
1922 год Завод им. К.Либкнехта
1926 год Ленинградский судостроительный завод им. А.Марти
1931 год завод "Судомех"
1937 год завод №196 и завод №194
1957 год Адмиралтейский завод
1966 год Ново-Адмиралтейский завод
1972 год Ленинградское Адмиралтейское объединение
1992 год Государственное предприятие "Адмиралтейские верфи"
2001 год Федеральное Государственное унитарное предприятие "Адмиралтейские верфи"
2008 год Открытое Акционерное Общество "Адмиралтейские верфи"

Адреса и телефоны
190121, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 203,
тел.: +7 (812) 714-8863
факс: +7 (812) 571-1371,
e-mail: info@ashipyards.com


Интернет
ОАО «Адмиралтейские верфи»
Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Адмиралтейские_верфи


Источники
[1] http://admship.ru/

07.03.2013





На главную страницу

Категории
Личности
Корабли
Организации
Города и моря
События
Статьи

Каталоги
Статьи
Иллюстрации
Дополнительные статьи


 Возврат на главную страницу

Hosted by uCoz