Моряки и корабли

Подводная лодка С-9

Подводная лодка С-9


Подводная лодка С-9

Подводная лодка серии IX-бис. Построена на заводе №112 в г. Горький. Заложена 20 июня 1937 года, спущена на воду 20 апреля 1938 года, вступила в строй 31 октября 1940 года. В 1941 году вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 5 боевых походов:

– в 1941 г. – два похода (во втором была повреждена);
– в 1942 г. – два похода (повредила 2 немецких транспорта);
– в 1943 г. – пропала без вести.

Погибла, вероятно, 12-14 августа 1943 года на минах.[2]

Технические данные по справочнику
Длина наибольшая – 77,75 м
Ширина – 6,43 м
Осадка – 3,96 м
Водоизмещение надводное – 856 т;
подводное – 1090 т
Глубина погружения предельная – 100 м
Мощность двигателей – 2х2200 л. с.
Скорость – 33,5 узла
Запас топлива – 126,3 т
Вооружение – 6 торпедных аппаратов (12 торпед);
– 1 орудие калибра 100 мм (200 снарядов);
– 1 орудие калибра 45 мм (500 снарядов);
– 1 пулемет;
– 60 мин
Экипаж – 45 чел.[2]

Подводная лодка С-9 в Великую Отечественую войну
Еще в конце мая 1941 года, в одном из первых выходов на боевую подготовку лодка (командир — капитан-лейтенант С.А. Рогачевский) случайно ударилась носовой частью о грунт и получила пробоину в балластной цистерне. Для устранения повреждения она осталась в Либаве, но уже вечером 22 июня направилась в Усть-Двинск, а оттуда — в Рохукюлу. В свой первый боевой поход (3.7 — 22.7.1941) на позицию к маяку Штольпе «эска» ушла, будучи в частично неисправном состоянии, и никаких результатов не добилась. Ее возвращение оказалось достаточно драматичным. 20 июля в 16.20 на входе в Соэла-Вяйн лодку атаковала германская субмарина U-140. Лишь чудом С-9 избежала гибели — первая торпеда была выпущена неточно, от второй в последний момент удалось уклониться (На следующий день U-140 в том же месте потопила выходившую М-94). В тот же день стоянку в Триги атаковало звено германских бомбардировщиков. Две 250-кг бомбы взорвались за кормой «эски» на расстоянии 20 — 30 м. Топливные цистерны получили пробоины, вышли из строя гирокомпас, фрикционная муфта, лопнуло несколько аккумуляторных баков. 22 июля С-9 прибыла в Таллин, а затем перешла в Кронштадт, где в течение августа — сентября на ней провели ремонт. С 29 сентября до середины октября лодка занимала позицию ожидания у Лавенсари.

Вновь субмарина покинула Кронштадт 31 октября. До 8 ноября она должна была находиться западнее полуострова Ханко, прикрывая эвакуацию его защитников. Корабли противника так и не были обнаружены. 7 ноября подлодка едва не погибла. В результате ошибки командира субмарина всплыла кормой к штормовой волне. Как только отдраили рубочный люк, а верхняя вахта и Рогачевский поднялись на мостик, очередная волна накрыла рубку и смыла за борт находившихся на ней людей. Масса воды, влившаяся внутрь, мгновенно придала «эске» отрицательную плавучесть. Когда рубка погрузилась, внутрь корпуса обрушился водяной столб диаметром 90 см. К счастью, в этот момент люк все же задраили, но субмарину уже увлекло на дно. После удара о грунт на глубине 56 м лодка начала столь же стремительно всплывать. Через десять минут С-9 поднялась на поверхность, однако обнаружить смытых волной моряков не удалось. Продолжать боевой поход без командира корабль не мог (в командование вступил помощник командира ст. лейтенант Н.В. Дьяков), и 13 ноября С-9 вернулась в Кронштадт. Первую военную зиму она провела в Ленинграде.

С января 1942 года командиром лодки стал капитан-лейтенант А.И. Мыльников (ранее командовал М-97). С-9 прошла средний ремонт и к началу августа была готова к дальнему походу. Однако субмарину продолжали преследовать неудачи. 13 августа, после прибытия на Лавенсари выявилась неисправность гирокомпаса. Не успели его отремонтировать, как 19-го лодка случайно попала в нашу противолодочную сеть. Рядом с дизельным отсеком взорвался подрывной патрон, что вызвало повреждение ряда приборов и механизмов. Пришлось возвращаться в Кронштадт.

Вновь в боевой поход С-9 вышла 15 сентября. Четыре дня спустя, всплыв ночью для зарядки аккумуляторных батарей, Мыльников обнаружил два финских сторожевых катера. «Оригинальное» решение таранить один из них чуть не привело к трагедии. К счастью, сброшенные в ответ глубинные бомбы повреждений не нанесли. В Ботническом зализе, куда С-9 прибыла 23 сентября, лодку продолжали преследовать неудачи. 27 сентября во время атаки конвоя выпущенная почти в упор торпеда попала в моторный танкер «Миттельмеер» (6370 брт), но сама «эска» угодила под таранный удар судна, шедшего вторым в колонне. Правда, лодка уже набирала глубину, и дело ограничилось сорванными антеннами, пилой сетепрорезателя и верхним «мечом» ЗПС. Обнаружив спустя час на поверхности моря поврежденный танкер, Мыльников счел его обреченным на гибель и удалился. Однако «Миттельмеер» благополучно добрался до порта назначения. На следующий день субмарина перешла в южную часть позиции и вечером обнаружила одиночное судно — немецкий пароход «Хёрнум» (1468 брт). Первая торпеда прошла мимо. Лодка всплыла и ввела в дело 100-мм орудие. После первых же выстрелов судно остановилось, но и тогда командир не сумел достичь торпедного попадания. Выпустив 17 снарядов и увидев, что шесть из них поразили «Хёрнум», Мыльников посчитал дело сделанным и ушел. Увы, пароход получил лишь незначительные повреждения и вскоре был отремонтирован (В отечественной литературе существует путаница относительно названий судов, пострадавших от действий С-9 и С-13 в Ботническом заливе. Так, например, в «Боевой летописи Военно-морского флота 1941 — 1942 гг.» сказано, что в результате первой атаки С-9 был потоплен транспорт «Анна В», второй — танкер «Миттельмеер», а повреждение «Хёрнума» относится к действиям Щ-308, не вернувшейся с позиции в районе о. Утё).

Утром 30 сентября произошло очередное ЧП. При погружении через незакрывшийся рубочный люк стала поступать вода, и лодка провалилась на глубину. Продутие цистерны быстрого погружения не помогло, среднюю группу главного балласта не удалось осушить из-за неисправности клапана. «Эска» достигла грунта на глубине 44 м. Центральный пост оказался полностью затопленным, и лишь небольшая воздушная подушка позволила выжить находившимся там людям. Ситуацию спас командир БЧ-5 инженер-капитан 3 ранга Г.А. Сафонов, сумевший организовать продувку кормовой группы цистерн из концевых отсеков. Через 34 минуты С-9 всплыла. Оказалось, что крышке люка мешал антенный стопор, сорванный со своего места таранным ударом. Все оборудование центрального поста вышло из строя. Отказали гирокомпас, эхолот, лаг, мотор одного из перископов. Кроме того, фактически оказались уничтожены все документы, включая навигационные карты.

С 4 октября лодка возобновила крейсерство, но выйти в атаку ей больше не удалось. Вскоре начался продолжительный шторм, а 15-го перестал действовать последний перископ. Можно назвать чудом, что обратный путь субмарины, лишившейся практически всех навигационных средств, прошел благополучно. Подводникам, несомненно, повезло, поскольку после войны выяснилось, что в ходе двух прорывов они пересекли 74 линии минных заграждений! 25 октября субмарина прибыла к Лавенсари, а затем ушла в Ленинград для ремонта.

В свой последний поход С-9 вышла вечером 30 июля 1943 года. Радиопередачи позволяют частично восстановить ее маршрут. 7 — 8 августа субмарина достигла вражеского противолодочного рубежа, обследовала сети и сообщила, что форсировать их невозможно: ни налеты авиации, ни торпедный выстрел с самой субмарины не нанесли заграждению видимых повреждений. Начался отход в базу. 10-го подлодка зарядилась у банки Калбодагрунд, а в ночь на 12-е —в 10 милях северо-западнее острова Вайндло было передано последнее донесение.

4 сентября к острову Сескар прибило труп старшины 2-й статьи К.Т. Дикого — одного из 40 без вести пропавших подводников. Стало ясно, что С-9 погибла — скорее всего, на немецкой донной мине, выставленной между банками Неугрунд и Намси или у самого Лавенсари. Субмаринам предписывалось совершать переходы в подводном положении, прижимаясь к грунту. Но проведенные позже опыты показали, что после размагничивания остаточное поле «эски» вызывало срабатывание индукционного взрывателя на расстоянии 11 — 15 м. Для лодок типа «Щ» и «М» этот же показатель находился в пределах 6 — 8 м.

Фото
Подводная лодка С-9
[3]

Интернет
[1] Подводные лодки типа «С», Балтика
[2] Тайны затонувших кораблей
[3] Подводные лодки - http://sovnavy-ww2.ho.ua/submarines/s9.htm

11.03.2013



На главную страницу

Категории
Люди
Корабли
Соединения
Организации
География
События
Статьи

Каталоги
Статьи
Иллюстрации
Дополнительные статьи


 Возврат на главную страницу

Hosted by uCoz