Проект 667БДР «Кальмар»

К-433 пр. 667БДР



              На главную страницу


Проект 667БДР «Кальмар»

Подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар» - серия советских РПКСН - атомных подводных лодок, оснащённых комплексом Д-9Р с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29Р (РСМ-50, SS-N-18). Проект был разработан в ЦКБ МТ «Рубин», Генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв.

К-433 пр. 667БДР
Delta III class SSBN

Основные характеристики
Тип корабля РПКСН 2-го поколения
Обозначение проекта 667 БДР «Кальмар»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Классификация НАТО «Delta-III»
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 24 узла
Рабочая глубина погружения 320 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 130 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 10 600 т
Водоизмещение подводное 13 050 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 155,0 м
Ширина корпуса наиб. 11,7 м
Средняя осадка (по КВЛ) 8,7 м
Силовая установка
Паротурбинная АЭУ
* 2 водо-водяных реактора ВМ-4С суммарной тепловой мощностью 180 МВт,
* 2 ГТЗА с эшелонным расположением по 20 000 л.с.,
* 2 АТГ по 3000 кВт каждый,
* 2 группы АБ,
* 2 ДГ по 460 кВт,
* 2 ЭД экономического хода по 260 л.с.,
* 2 гребных вала,
* 2 пятилопастных гребных винта.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение 4х533 и 2х400 носовых ТАТА,16 торпед 533-мм, торпеды СЭТ-65, САЭТ-60М, 53-65К, может нести мины вместо части торпед до 24
Ракетное вооружение 16 ПУ БРПЛ Р-29Р (класс. NATO - SS-N-18 mod.1/2/3 «Stingray)


Содержание
* 1 История
* 2 Конструкция
* 3 Силовая установка
* 4 Корпус
* 5 Вооружение
* 6 Радиоэлектронное вооружение
* 7 Аварии и навигационные происшествия
* 8 Представители
* 9 Современное состояние
* 10 Примечания
* 11 Литература
* 12 Ссылки


История
Жидкостная двухступенчатая баллистическая ракета морского базирования Р-29Р (РСМ-50, SS-N-18), представляла дальнейшее развитие ракеты Р-29 и отличалась от неё наличием разделяющейся головной части с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН). Ракеты могли оснащаться различными комплектациями головных частей - одна, три или семь боеголовок. Был реализован принцип полной астрокоррекции. Для этой ракеты в 1972 году ЦКБМТ «Рубин» и начал разработку РПКСН 667БДР «Кальмар» (Delta-III), как дальнейшее развитие проекта 667БД «Мурена-М» (Delta-II). Система управления нового корабля позволяла выстреливать весь боекомплект в одном залпе. Кроме ракетного оружия, более совершенной системы управления ракетной стрельбой, улучшенной акустической защиты и РЭВ (новые НК, БИУС, ГАК и средства связи), а также улучшенными условиями обитаемости экипажа, в целом, проект 667БДР был улучшенной модификацией проекта 667БД. Головная лодка проекта К-441, оказалась фактически второй, так как по проекту 667БДР был достроен 5-й корпус проекта 667БД К-424. Всего было построено 14 кораблей. В январе-апреле 1979 года РПКСН К-455 667БДР и К-490 667Б(капитан 1 ранга И. А. Толстолыткин, капитан 1 ранга В.М . Кузнецов, старший на переходе командир 13-й дивизии контр-адмирал А. И. Павлов) совершили групповой трансокеанский переход южным путём через пролив Дрейка, из бухты Ягельная (СФ) в бухту Крашенинникова(ТОФ). В походе проверялась эффективность работы навигационной системы «Шлюз». Для обеспечения перехода СФ выделил ОИС «Байкал» (капитан 3 ранга Г. Бочинский, старший капитан 1 ранга П. Л. Климов), на котором шёл второй экипаж К-455 (капитан 1 ранга И. Г. Чефонов).17 февраля корабли получили радио из штаба СФ с сообщением о нападении Китая на Вьетнам из-за спорных островов Спратли. C 1980 г. выполнено семь одиночных межфлотских, подлёдных, трансарктических (С Северного Флота на Тихоокеанский Флот) переходов РПКСН проекта 667БДР (первый переход совершила подводная лодка К-223 под командованием Д. Н. Новикова, старший на борту вице - адмирал Л. А. Матушкин). Подводные лодки при форсировании мелководного Чукотского моря в районе острова Врангеля испытывали большие трудности. Глубины здесь не превышала 50 м. Большую опасность представляли огромные ледовые поля. Пространство между ледяным панцирем и кораблем часто не превышало 3-4 м при глубине под килем 4-5 м.

Конструкция
Конструктивно подводный крейсер 667БДР во многом аналогичен пр. 667БД, но немного длиннее, новым на 667БДР, по сравнению с 667БД, было увеличение высоты ограждения ракетных шахт. Прочный корпус так же как и на 667БД разделялся десятью прочными переборками на одиннадцать отсеков. 1-й, 3-й и 10-й отсеки являлись отсеками убежищами, оборудованными входными люками с устройствами шлюзования обеспечивающими выход из аварийной пл сухим способом, поперечные переборки этих отсеков рассчитаны на давление в 40 атмосфер. Установка системы объёмного химического пожаротушения с использованием фреона увеличила пожаробезопасность подводной лодки.

Силовая установка
Главная энергетическая установка включала два водо-водяных реактора ВМ-4С(тепловая мощность 90 МВт каждый), две паровые турбины ОК-700А, два главных турбозубчатых агрегата с суммарной мощностью на валу - 40 000 л.с, два резервных электродвигателя на валах мощностью по 225 кВт (300 л.с.) Электроснабжение обеспечивается двумя турбогенераторами мощностью по 3 000 кВт (4080 л.с.) каждый, двумя вспомогательными дизель-генераторами ДГ-460 мощностью по 450 кВт (625 л.с), на линии вала , двумя аккумуляторными батареями свинцово-кислотного типа по 112 элементов каждая. На лодке были применены новые малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными антикавитационными характеристиками.

Корпус
Атомная подводная лодка проекта 667БДР относится к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имеет овальную форму. Кормовая оконечность выполнена веретенообразной. Передние горизонтальные рули располагаются на ограждении рубки. Кормовое оперение выполнено крестообразным. Прочный корпус с наружными шпангоутами цилиндрического сечения. Изготавлен из стали АК-29 (толщина - 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками, выдерживающими давление 10 кгс/см2 (переборки отсеков убежищ ?1-го,3-го и 10-го рассчитаны на давление 40 кг/см2) на 11 отсеков:

* 1-й - торпедный;
* 2-й - аккумуляторный и жилой;
* 3-й - центральный пост, пульт ГЭУ;
* 4-й - ракетный;
* 5-й - ракетный;
* 5-Бис - жилой;
* 6-й - дизель-генераторный;
* 7-й - реакторный;
* 8-й - турбинный;
* 9-й - турбинный;
* 10-й - электродвигательный.

Вооружение

* Ракетное
Проект 667БДР. Ракетные шахты комплекса Д-9Р

Основная статья: Р-29Р

Основным вооружением является ракетный комплекс Д-9Р, насчитывающий 16 пусковых установок шахтного типа. Этот комплекс впервые обеспечил возможность боевого применения ракетного оружия из высоких широт. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 50 метров при скорости 6 узлов. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе. Ракета Р-29Р, жидко-топливная, использующая в качестве окислителя азотный тетраксид (амил) и в качестве горючего - несимметричный диметилгидрозин (гептил) - предназначена для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях с возможностью наносить удары по высокозащищенным малоразмерным («твердым», по определению американцев), целям, таким как пусковые установки МБР наземного базирования, командные пункты, базы хранения спецбоеприпасов. Принята на вооружение ВМФ в 1977 году. Основные тактико-технические характеристики: Масса стартовая, т 35,3. Масса макисмальная забрасываемая, т 1,65. Максимальная дальность стрельбы - межконтинентальная. Головная часть моноблочная и разделяющаяся Количество боевых блоков, шт.1, 3, 7 (Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км.) Система управления астроинерциальная с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Количество ступеней, шт. 2. Длина ракеты, м 14,1. Диаметр ракеты, м 1,8. Топливо жидкое.

* Торпедное

Торпедное вооружение корабля состоит из четырёх 533-миллиметровых и двух 400-миллиметровых торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы, обеспечивающей стрельбу на глубинах погружения до 250 метров, системы подготовки торпедных аппаратов "Кальмар". Торпедный комплекс занимает верхнюю треть первого отсека. Торпедные аппараты располагаются в два горизонтальных ряда. В диаметральной плоскости корабля, над первым рядом ТАТА, находился горизонтальный торпедопогрузочный люк. В боекомплект входит 16 торпед .

Торпеда подводных лодок 53-65К (противокорабельная)принята на вооружение в 1969 году. Газотурбинная, перекисно-водородная торпеда, калибр 533 мм, длина 7,2 м, вес 2070 кг, вес взрывчатого вещества в боевой части около 300 кг, скорость 45 узлов и дальность хода 19 км. Система самонаведения акустическая активная с вертикальным лоцированием кильватерного следа корабля-цели, взрыватель неконтактный, активный, электромагнитный. Прибор курса, установленный в торпеде, обеспечивает установку угла поворота торпеды в любой точке траектории, что позволяет применять ее при любых курсовых углах цели от 0° до 180°.

Торпеда подводных лодок СЭТ-65(противолодочная) принята на вооружение в 1965 году. Электрическая, калибр 533 мм, длина торпеды СЭТ-65 - 7,8 м, вес 1750 кг. Вес взрывчатого вещества в боевой части около 200 кг. Серебряно-цинковая аккумуляторная батарея одноразового действия СЦ-240, обеспечивает скорость 40 узлов и дальность хода 15 км. Система самонаведения акустическая активно-пассивная с радиусом реагирования по активному каналу 800 м, взрыватель неконтактный, кругового действия, акустический, активного типа с радиусом реагирования 10 м. Двухторпедный залп этими торпедами с параллельным их ходом обеспечивает надежное поражение свободно маневрирующей подводной лодки на дистанциях стрельбы до 30-35 кабельтовых и глубинах погружения до 400 м.

Радиоэлектронное вооружение
В состав радиоэлектронного оборудования входят:

* БИУС МВУ-106 «Алмаз-БДР».
* КЦВС «Атолл».
* Радиолокационный комплекс МРК-50 «Каскад» («Snoop Tray»), МРК-57 «Корма».
* Гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон» («Shark Teeth») представляющий собой модернизированный вариант МГК-300 «Рубин» с дальностью обнаружения цели до 200 км и принятый на вооружение в 1976 году[13],
* ГАС «Аврора-1», ГАС «Шмель» навигационная.
* МГ-43 - станция измерения скорости звука под водой, МГ-33.
* средства РТР и РР МРП-21А «Залив-П» РТР, «Завеса-П» радиопеленгатор(Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F)
* средства ГПД 4 х ГПД МГ-44, МГ-34,ГИП-1.
* Навигационный комплекс «Тобол-М1» или «Тобол-М2».
* КНС «Цикада», радиосекстант (Code Eye), ИНС
* Комплекс радиосвязи «Молния-М» (Pert Spring); ССС «Цунами-БМ», буксируемые буйковая антенны «Параван», выпускаемое буксируемое антенное устройство «Ласточка» (СНЧ), ВЧ и СВЧ-антенны, станция звукоподводной связи.
* Средства ледовой разведки «Нок-1» навигационный обнаружитель круговой, «НОР» навигационный обнаружитель разводий, «ЭЛ-3» эхоледомер.
* телевизионные комплексы МТ-70,МТ-30;
* корабельная система единого времени «Платан-М»

К-433 на ремонте в Большом Камне

Аварии и навигационные происшествия
* К-424, 11 сентября 1976 года, на государственных испытаниях в Белом море на глубине двести метров при скорости двадцать узлов ударилась о подводную каменную гряду. Мощный удар пришелся в правую скулу носовой части атомохода. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть.
* К-490, 13 апреля 1978 года, подводный крейсер К-308 проекта 670 «Скат» следовал в базу, после боевого дежурства из Атлантики. Командир лодки за весь поход не принимал личного участия в обсервациях и определении места лодки. В 16 часов 30 минут «К-308» совершала очередной поворот в районе фарватера (ФВК № 3). Командир лодки по замерам глубин эхолотом предполагал, что его лодка находится на 3-5 миль восточнее маршрута и не принимал никаких мер уточнения места, на самом деле он следовал через полигон боевой подготовки, где выполнял учебные задачи РПК СН К-490(проект 667 БДР «Кальмар»), на котором также не велось гидроакустическое наблюдение и в 21 час 30 минут произошло столкновение двух атомоходов в подводном положений.
* К-211, 23 мая 1981 года, при следовании в базу из полигона БП, столкнулась с американской подводной лодкой класса «Стёджен». Столкновение произошло по вине командира субмарины ВМС США, опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых углов при скрытном слежении за нашим ракетоносцем.
* К-433, сентябрь 1983 года, при форсировании Чукотского моря, в желобе Геральда, в подводном положении, дважды столкнулся с крупными льдинами, повредив легкий корпус в районе рубки и ракетной палубы, устранив повреждения силами л/с экипажа продолжил боевую службу.
* К-455, 7 июня 1984 года, во время стоянки у причала в бухте Крашенинникова при проведении работ с КСП в десятом отсеке произошло его несанкционированное срабатывание. При аварии погиб один матрос.
* К-424, 23 октября 1984 года, при подготовке к выходу в море на К-424 из-за ошибки в действиях экипажа произошел разрыв перемычки ВВД, погибло два моряка и несколько были ранены
* К-44, 24 июня 1985 года, при возвращении с боевой службы в полигонах боевой подготовки на глубине 80 метров при скорости 10 узлов попала в кошельковый трал.
* К-424, 19 мая 1986 года, во время ракетной стрельбы из надводного положения в губе Порчниха произошло падение ракеты на ракетную палубу, что вызвало пожар, потушенный пожарным кораблём.
* К-129, 11 ноября 1987 года, навал РПК СН К-129 на РПК СН К-241 и К-487 (Северный флот).
* К-223, 14 ноября 2004 года, на борту атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения, стоявшего у пирса, при проведении плановых регламентских работ, произошло техническое происшествие - разрушение трубопровода подачи воздуха. В результате воздействия избыточного давления электрик-матрос Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму, от которой впоследствии скончался в госпитале.
* Из письма подводника:

« Подводный крейсер К-211 ходил по 85 градусу северной широты. Генеральная скорость была 9 узлов. В каждой полынье капитан 3 ранга Дагиров лично проводил фотосъемку через перископ каждые 15 градусов. В районе Гренландского моря толщина льда была 40 метров. В районе острова Шпицберген, через сутки после того, как К-211 вышел из подо льдов, потек 1 контур реактора (шли на одном борту). И личный состав 7 отсека руками собирал активную воду. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к ветеранам особого риска. Коршунов - командир 7-го отсека - до сих пор судится, чтобы доказать свою правоту. Печально видеть, как в наше время относятся к ветеранам, храбро и достойно исполнявшим боевой долг перед Родиной. »

Представители
К-424
Заводской номер 355
Закладка 30.01.1974
Спуск на воду 31.12.1975
Ввод в строй 30.12.1976
Статус Исключен из состава ВМФ СФ 28 марта 1995 года

К-441
Заводской номер 366
Закладка 7.05.1974
Спуск на воду 25.05.1976
Ввод в строй 30.12.1976
Статус Исключен из состава ВМФ СФ 28 марта 1995 года

К-449
Заводской номер 367
Закладка 19.11.1975
Спуск на воду 29.07.1976
Ввод в строй 30.12.1976
Статус Выведен из состава ТОФ в начале 2000-х

К-455
Заводской номер 368
Закладка 16.10.1976
Спуск на воду 16.02.1977
Ввод в строй 30.08.1977
Статус Выведен из состава ТОФ в начале 2000-х

К-490
Заводской номер 372
Закладка 6.11.1976
Спуск на воду 21.03.1977
Ввод в строй 30.10.1977
Статус Выведен из состава ТОФ в начале 2000-х

К-487
Заводской номер 373
Закладка 9.12.1976
Спуск на воду 4.06.1977
Ввод в строй 27.12.1977
Статус Выведен из состава СФ в начале 2000-х

К-44 «Рязань»
Заводской номер 376
Закладка 31.01.1980
Спуск на воду 19.01.1982
Ввод в строй 17.09.1982
Статус В составе ТОФ

К-496 «Борисоглебск»
Заводской номер 392
Закладка 23.05.1978
Спуск на воду 13.09.1978
Ввод в строй 30.08.1979
Статус С декабря 2008 года - на утилизации на СРЗ «Звёздочка».
14 августа 2009 года спущен Андреевский флаг.
Утилизация проводится в рамках программы совместного уменьшения угрозы

К-506 «Зеленоград»
Заводской номер 393
Закладка 10.1978
Спуск на воду 26.03.1979
Ввод в строй 30.11.1979
Статус Выведен из состава ТОФ в июле 2010 года


К-211 «Петропавловск-Камчатский»
Заводской номер 394
Закладка 19.04.1979
Спуск на воду 13.12.1979
Ввод в строй 28.08.1980
Статус В составе ТОФ

К-223 «Подольск»
Заводской номер 395
Закладка 19.11.1979
Спуск на воду 30.04.1980
Ввод в строй 25.12.1980
Статус В составе ТОФ

К-180
Заводской номер 396
Закладка 27.04.1980
Спуск на воду 8.11.1980
Ввод в строй 25.08.1981
Статус Выведен из состава ТОФ в начале 2000-х

К-433 «Святой Георгий Победоносец»
Заводской номер 397
Закладка 24.08.1979
Спуск на воду 20.06.1980
Ввод в строй 15.12.1980
Статус В составе ТОФ


К-129 (КС-129 «Оренбург»)
Заводской номер 398
Закладка 9.04.1979
Спуск на воду 15.04.1981
Ввод в строй 5.11.1981
Статус Переведён в класс опытовых лодок, модернизирован по проекту 09786
в носитель сверхмалых ПЛ

Современное состояние
Семь кораблей проекта, из которых шесть - вошли в строй в 1970-х годах, выведены из эксплуатации и отправлены на переработку. Из шести кораблей в строю пять входят в состав Тихоокеанского флота и несут штатное ракетное вооружение. Шестой находящийся в строю корабль перестроен для выполнения особых заданий в носитель сверхмалых подводных лодок.

Два насоса и преобразователь с одной из подлодок проекта контрабандой были вывезены в Китай.

Литература
* Ю. И. Александров, А. Н. Гусев. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI века. Справочник. Часть I. Подводные лодки. СПб 2000.
* Осипенко,Л.; Жильцов,Л.; Мормуль,Н. Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы. Издательство: М.: А/О «Боргес»

Ссылки в Интернет
* deepstorm.ru
* www.atrinaflot.narod.ru
* rusarmy.com
* Фотогалерея на сайте «Русский Подплав».
* Фотогалерея на submarine.id.ru


Подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар» (Delta-III)
К-441 | К-424 | К-449 | К-455 | К-490 | К-487 | К-44 «Рязань» | К-496 «Борисоглебск» | К-506 «Зеленоград» | К-211 «Петропавловск-Камчатский» | К-223 «Подольск» | К-180 | К-433 «Святой Георгий Победоносец» | К-129 (КС-129 «Оренбург»)

Проекты атомных подводных лодок с баллистическими ракетами ВМФ СССР и России
1-е поколение 658-658M-658T-658У • 701
2-е поколение 667А-667АУ «Навага» • 667Б «Мурена» • 667БД «Мурена-М» • 667БДР «Кальмар» • 667БДРМ «Дельфин»
3-е поколение 941 «Акула»
4-е поколение 955 «Борей»


Проекты стратегических подводных ракетоносцев, находящиеся на вооружении
Великобритания «Вэнгард»
Китай 092 «Ся / Дацынгуй»
094 «Цзинь»
Россия 667БДР «Кальмар» 667БДРМ «Дельфин» 941 «Акула» 955 «Борей»
США «Огайо»
Франция «Le Redoutable» «Le Triomphant»
Индия «Арихант»


http://ru.wikipedia.org/wiki/ (7 августа 2010)

21.08.2010








 

Hosted by uCoz