К-433 пр. 667БДР
На главную страницу |
Проект 667БДР «Кальмар»
Подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар» - серия
советских РПКСН - атомных подводных лодок,
оснащённых комплексом Д-9Р с 16
межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29Р
(РСМ-50, SS-N-18). Проект был разработан в ЦКБ
МТ «Рубин», Генеральным конструктором проекта
являлся С. Н. Ковалёв.
К-433 пр. 667БДР
Delta III class SSBN
Основные характеристики
Тип корабля РПКСН 2-го поколения
Обозначение проекта 667 БДР «Кальмар»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Классификация НАТО «Delta-III»
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 24 узла
Рабочая глубина погружения 320 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 130 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 10 600 т
Водоизмещение подводное 13 050 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 155,0 м
Ширина корпуса наиб. 11,7 м
Средняя осадка (по КВЛ) 8,7 м
Силовая установка
Паротурбинная АЭУ
* 2 водо-водяных реактора ВМ-4С суммарной
тепловой мощностью 180 МВт,
* 2 ГТЗА с эшелонным расположением по 20 000
л.с.,
* 2 АТГ по 3000 кВт каждый,
* 2 группы АБ,
* 2 ДГ по 460 кВт,
* 2 ЭД экономического хода по 260 л.с.,
* 2 гребных вала,
* 2 пятилопастных гребных винта.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение 4х533 и 2х400 носовых ТАТА,16
торпед 533-мм, торпеды СЭТ-65, САЭТ-60М, 53-65К,
может нести мины вместо части торпед до 24
Ракетное вооружение 16 ПУ БРПЛ Р-29Р (класс.
NATO - SS-N-18 mod.1/2/3 «Stingray)
Содержание
* 1 История
* 2 Конструкция
* 3 Силовая установка
* 4 Корпус
* 5 Вооружение
* 6 Радиоэлектронное вооружение
* 7 Аварии и навигационные происшествия
* 8 Представители
* 9 Современное состояние
* 10 Примечания
* 11 Литература
* 12 Ссылки
История
Жидкостная двухступенчатая баллистическая ракета
морского базирования Р-29Р (РСМ-50, SS-N-18),
представляла дальнейшее развитие ракеты Р-29 и
отличалась от неё наличием разделяющейся
головной части с блоками индивидуального
наведения (РГЧ ИН). Ракеты могли оснащаться
различными комплектациями головных частей -
одна, три или семь боеголовок. Был реализован
принцип полной астрокоррекции. Для этой ракеты в
1972 году ЦКБМТ «Рубин» и начал разработку РПКСН
667БДР «Кальмар» (Delta-III), как дальнейшее
развитие проекта 667БД «Мурена-М» (Delta-II).
Система управления нового корабля позволяла
выстреливать весь боекомплект в одном залпе.
Кроме ракетного оружия, более совершенной
системы управления ракетной стрельбой,
улучшенной акустической защиты и РЭВ (новые НК,
БИУС, ГАК и средства связи), а также улучшенными
условиями обитаемости экипажа, в целом, проект
667БДР был улучшенной модификацией проекта
667БД. Головная лодка проекта К-441, оказалась
фактически второй, так как по проекту 667БДР был
достроен 5-й корпус проекта 667БД К-424. Всего
было построено 14 кораблей. В январе-апреле 1979
года РПКСН К-455 667БДР и К-490 667Б(капитан 1
ранга И. А. Толстолыткин, капитан 1 ранга В.М .
Кузнецов, старший на переходе командир 13-й
дивизии контр-адмирал А. И. Павлов) совершили
групповой трансокеанский переход южным путём
через пролив Дрейка, из бухты Ягельная (СФ) в
бухту Крашенинникова(ТОФ). В походе проверялась
эффективность работы навигационной системы
«Шлюз». Для обеспечения перехода СФ выделил ОИС
«Байкал» (капитан 3 ранга Г. Бочинский, старший
капитан 1 ранга П. Л. Климов), на котором шёл
второй экипаж К-455 (капитан 1 ранга И. Г.
Чефонов).17 февраля корабли получили радио из
штаба СФ с сообщением о нападении Китая на
Вьетнам из-за спорных островов Спратли. C 1980
г. выполнено семь одиночных межфлотских,
подлёдных, трансарктических (С Северного Флота
на Тихоокеанский Флот) переходов РПКСН проекта
667БДР (первый переход совершила подводная лодка
К-223 под командованием Д. Н. Новикова, старший
на борту вице - адмирал Л. А. Матушкин).
Подводные лодки при форсировании мелководного
Чукотского моря в районе острова Врангеля
испытывали большие трудности. Глубины здесь не
превышала 50 м. Большую опасность представляли
огромные ледовые поля. Пространство между
ледяным панцирем и кораблем часто не превышало
3-4 м при глубине под килем 4-5 м.
Конструкция
Конструктивно подводный крейсер 667БДР во многом
аналогичен пр. 667БД, но немного длиннее, новым
на 667БДР, по сравнению с 667БД, было увеличение
высоты ограждения ракетных шахт. Прочный корпус
так же как и на 667БД разделялся десятью
прочными переборками на одиннадцать отсеков.
1-й, 3-й и 10-й отсеки являлись отсеками
убежищами, оборудованными входными люками с
устройствами шлюзования обеспечивающими выход из
аварийной пл сухим способом, поперечные
переборки этих отсеков рассчитаны на давление в
40 атмосфер. Установка системы объёмного
химического пожаротушения с использованием
фреона увеличила пожаробезопасность подводной
лодки.
Силовая установка
Главная энергетическая установка включала два
водо-водяных реактора ВМ-4С(тепловая мощность 90
МВт каждый), две паровые турбины ОК-700А, два
главных турбозубчатых агрегата с суммарной
мощностью на валу - 40 000 л.с, два резервных
электродвигателя на валах мощностью по 225 кВт
(300 л.с.) Электроснабжение обеспечивается двумя
турбогенераторами мощностью по 3 000 кВт (4080
л.с.) каждый, двумя вспомогательными
дизель-генераторами ДГ-460 мощностью по 450 кВт
(625 л.с), на линии вала , двумя аккумуляторными
батареями свинцово-кислотного типа по 112
элементов каждая. На лодке были применены новые
малошумные пятилопастные гребные винты с
улучшенными антикавитационными характеристиками.
Корпус
Атомная подводная лодка проекта 667БДР относится
к двухкорпусному типу. Носовая оконечность
корабля имеет овальную форму. Кормовая
оконечность выполнена веретенообразной. Передние
горизонтальные рули располагаются на ограждении
рубки. Кормовое оперение выполнено
крестообразным. Прочный корпус с наружными
шпангоутами цилиндрического сечения. Изготавлен
из стали АК-29 (толщина - 40 мм) и разделялся
водонепроницаемыми переборками, выдерживающими
давление 10 кгс/см2 (переборки отсеков убежищ
?1-го,3-го и 10-го рассчитаны на давление 40
кг/см2) на 11 отсеков:
* 1-й - торпедный;
* 2-й - аккумуляторный и жилой;
* 3-й - центральный пост, пульт ГЭУ;
* 4-й - ракетный;
* 5-й - ракетный;
* 5-Бис - жилой;
* 6-й - дизель-генераторный;
* 7-й - реакторный;
* 8-й - турбинный;
* 9-й - турбинный;
* 10-й - электродвигательный.
Вооружение
* Ракетное
Проект 667БДР. Ракетные шахты комплекса Д-9Р
Основная статья: Р-29Р
Основным вооружением является ракетный комплекс
Д-9Р, насчитывающий 16 пусковых установок
шахтного типа. Этот комплекс впервые обеспечил
возможность боевого применения ракетного оружия
из высоких широт. Подводный пуск может
осуществляться на глубинах до 50 метров при
скорости 6 узлов. Все ракеты могут быть запущены
в одном залпе. Ракета Р-29Р, жидко-топливная,
использующая в качестве окислителя азотный
тетраксид (амил) и в качестве горючего -
несимметричный диметилгидрозин (гептил) -
предназначена для поражения стратегических
объектов на межконтинентальных дальностях с
возможностью наносить удары по высокозащищенным
малоразмерным («твердым», по определению
американцев), целям, таким как пусковые
установки МБР наземного базирования, командные
пункты, базы хранения спецбоеприпасов. Принята
на вооружение ВМФ в 1977 году. Основные
тактико-технические характеристики: Масса
стартовая, т 35,3. Масса макисмальная
забрасываемая, т 1,65. Максимальная дальность
стрельбы - межконтинентальная. Головная часть
моноблочная и разделяющаяся Количество боевых
блоков, шт.1, 3, 7 (Ракета Р-29Р несла РГЧ с
тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и
обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ
была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и
могла поражать цели на дальности около 9000 км.
Р-29РК обладала способностью доставить семь
боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км.)
Система управления астроинерциальная с полной
(по направлению и дальности) астрокоррекцией
обеспечивала КВО порядка 900 м. Количество
ступеней, шт. 2. Длина ракеты, м 14,1. Диаметр
ракеты, м 1,8. Топливо жидкое.
* Торпедное
Торпедное вооружение корабля состоит из четырёх
533-миллиметровых и двух 400-миллиметровых
торпедных аппаратов с воздушной системой
стрельбы, обеспечивающей стрельбу на глубинах
погружения до 250 метров, системы подготовки
торпедных аппаратов "Кальмар". Торпедный
комплекс занимает верхнюю треть первого отсека.
Торпедные аппараты располагаются в два
горизонтальных ряда. В диаметральной плоскости
корабля, над первым рядом ТАТА, находился
горизонтальный торпедопогрузочный люк. В
боекомплект входит 16 торпед .
Торпеда подводных лодок 53-65К
(противокорабельная)принята на вооружение в 1969
году. Газотурбинная, перекисно-водородная
торпеда, калибр 533 мм, длина 7,2 м, вес 2070
кг, вес взрывчатого вещества в боевой части
около 300 кг, скорость 45 узлов и дальность хода
19 км. Система самонаведения акустическая
активная с вертикальным лоцированием
кильватерного следа корабля-цели, взрыватель
неконтактный, активный, электромагнитный. Прибор
курса, установленный в торпеде, обеспечивает
установку угла поворота торпеды в любой точке
траектории, что позволяет применять ее при любых
курсовых углах цели от 0° до 180°.
Торпеда подводных лодок СЭТ-65(противолодочная)
принята на вооружение в 1965 году.
Электрическая, калибр 533 мм, длина торпеды
СЭТ-65 - 7,8 м, вес 1750 кг. Вес взрывчатого
вещества в боевой части около 200 кг.
Серебряно-цинковая аккумуляторная батарея
одноразового действия СЦ-240, обеспечивает
скорость 40 узлов и дальность хода 15 км.
Система самонаведения акустическая
активно-пассивная с радиусом реагирования по
активному каналу 800 м, взрыватель неконтактный,
кругового действия, акустический, активного типа
с радиусом реагирования 10 м. Двухторпедный залп
этими торпедами с параллельным их ходом
обеспечивает надежное поражение свободно
маневрирующей подводной лодки на дистанциях
стрельбы до 30-35 кабельтовых и глубинах
погружения до 400 м.
Радиоэлектронное вооружение
В состав радиоэлектронного оборудования входят:
* БИУС МВУ-106 «Алмаз-БДР».
* КЦВС «Атолл».
* Радиолокационный комплекс МРК-50 «Каскад»
(«Snoop Tray»), МРК-57 «Корма».
* Гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон»
(«Shark Teeth») представляющий собой
модернизированный вариант МГК-300 «Рубин» с
дальностью обнаружения цели до 200 км и принятый
на вооружение в 1976 году[13],
* ГАС «Аврора-1», ГАС «Шмель» навигационная.
* МГ-43 - станция измерения скорости звука под
водой, МГ-33.
* средства РТР и РР МРП-21А «Залив-П» РТР, «Завеса-П»
радиопеленгатор(Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F)
* средства ГПД 4 х ГПД МГ-44, МГ-34,ГИП-1.
* Навигационный комплекс «Тобол-М1» или
«Тобол-М2».
* КНС «Цикада», радиосекстант (Code Eye), ИНС
* Комплекс радиосвязи «Молния-М» (Pert Spring);
ССС «Цунами-БМ», буксируемые буйковая антенны
«Параван», выпускаемое буксируемое антенное
устройство «Ласточка» (СНЧ), ВЧ и СВЧ-антенны,
станция звукоподводной связи.
* Средства ледовой разведки «Нок-1»
навигационный обнаружитель круговой, «НОР»
навигационный обнаружитель разводий, «ЭЛ-3»
эхоледомер.
* телевизионные комплексы МТ-70,МТ-30;
* корабельная система единого времени «Платан-М»
К-433 на ремонте в Большом Камне
Аварии и навигационные происшествия
* К-424, 11 сентября 1976 года, на
государственных испытаниях в Белом море на
глубине двести метров при скорости двадцать
узлов ударилась о подводную каменную гряду.
Мощный удар пришелся в правую скулу носовой
части атомохода. Корабль получил повреждения в
носовой части корпуса, однако благодаря
грамотным действиям экипажа удалось избежать
катастрофы и всплыть.
* К-490, 13 апреля 1978 года, подводный крейсер
К-308 проекта 670 «Скат» следовал в базу, после
боевого дежурства из Атлантики. Командир лодки
за весь поход не принимал личного участия в
обсервациях и определении места лодки. В 16
часов 30 минут «К-308» совершала очередной
поворот в районе фарватера (ФВК № 3). Командир
лодки по замерам глубин эхолотом предполагал,
что его лодка находится на 3-5 миль восточнее
маршрута и не принимал никаких мер уточнения
места, на самом деле он следовал через полигон
боевой подготовки, где выполнял учебные задачи
РПК СН К-490(проект 667 БДР «Кальмар»), на
котором также не велось гидроакустическое
наблюдение и в 21 час 30 минут произошло
столкновение двух атомоходов в подводном
положений.
* К-211, 23 мая 1981 года, при следовании в базу
из полигона БП, столкнулась с американской
подводной лодкой класса «Стёджен». Столкновение
произошло по вине командира субмарины ВМС США,
опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых
углов при скрытном слежении за нашим
ракетоносцем.
* К-433, сентябрь 1983 года, при форсировании
Чукотского моря, в желобе Геральда, в подводном
положении, дважды столкнулся с крупными
льдинами, повредив легкий корпус в районе рубки
и ракетной палубы, устранив повреждения силами
л/с экипажа продолжил боевую службу.
* К-455, 7 июня 1984 года, во время стоянки у
причала в бухте Крашенинникова при проведении
работ с КСП в десятом отсеке произошло его
несанкционированное срабатывание. При аварии
погиб один матрос.
* К-424, 23 октября 1984 года, при подготовке к
выходу в море на К-424 из-за ошибки в действиях
экипажа произошел разрыв перемычки ВВД, погибло
два моряка и несколько были ранены
* К-44, 24 июня 1985 года, при возвращении с
боевой службы в полигонах боевой подготовки на
глубине 80 метров при скорости 10 узлов попала в
кошельковый трал.
* К-424, 19 мая 1986 года, во время ракетной
стрельбы из надводного положения в губе Порчниха
произошло падение ракеты на ракетную палубу, что
вызвало пожар, потушенный пожарным кораблём.
* К-129, 11 ноября 1987 года, навал РПК СН К-129
на РПК СН К-241 и К-487 (Северный флот).
* К-223, 14 ноября 2004 года, на борту атомного
подводного ракетного крейсера стратегического
назначения, стоявшего у пирса, при проведении
плановых регламентских работ, произошло
техническое происшествие - разрушение
трубопровода подачи воздуха. В результате
воздействия избыточного давления электрик-матрос
Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму,
от которой впоследствии скончался в госпитале.
* Из письма подводника:
« Подводный крейсер К-211 ходил по 85 градусу
северной широты. Генеральная скорость была 9
узлов. В каждой полынье капитан 3 ранга Дагиров
лично проводил фотосъемку через перископ каждые
15 градусов. В районе Гренландского моря толщина
льда была 40 метров. В районе острова
Шпицберген, через сутки после того, как К-211
вышел из подо льдов, потек 1 контур реактора
(шли на одном борту). И личный состав 7 отсека
руками собирал активную воду. Теперь они не
могут доказать, что принадлежат к ветеранам
особого риска. Коршунов - командир 7-го отсека -
до сих пор судится, чтобы доказать свою правоту.
Печально видеть, как в наше время относятся к
ветеранам, храбро и достойно исполнявшим боевой
долг перед Родиной. »
Представители
К-424
Заводской номер 355
Закладка 30.01.1974
Спуск на воду 31.12.1975
Ввод в строй 30.12.1976
Статус Исключен из состава ВМФ СФ 28 марта 1995
года
К-441
Заводской номер 366
Закладка 7.05.1974
Спуск на воду 25.05.1976
Ввод в строй 30.12.1976
Статус Исключен из состава ВМФ СФ 28 марта 1995
года
К-449
Заводской номер 367
Закладка 19.11.1975
Спуск на воду 29.07.1976
Ввод в строй 30.12.1976
Статус Выведен из состава ТОФ в начале 2000-х
К-455
Заводской номер 368
Закладка 16.10.1976
Спуск на воду 16.02.1977
Ввод в строй 30.08.1977
Статус Выведен из состава ТОФ в начале 2000-х
К-490
Заводской номер 372
Закладка 6.11.1976
Спуск на воду 21.03.1977
Ввод в строй 30.10.1977
Статус Выведен из состава ТОФ в начале 2000-х
К-487
Заводской номер 373
Закладка 9.12.1976
Спуск на воду 4.06.1977
Ввод в строй 27.12.1977
Статус Выведен из состава СФ в начале 2000-х
К-44 «Рязань»
Заводской номер 376
Закладка 31.01.1980
Спуск на воду 19.01.1982
Ввод в строй 17.09.1982
Статус В составе ТОФ
К-496 «Борисоглебск»
Заводской номер 392
Закладка 23.05.1978
Спуск на воду 13.09.1978
Ввод в строй 30.08.1979
Статус С декабря 2008 года - на утилизации на
СРЗ «Звёздочка».
14 августа 2009 года спущен Андреевский флаг.
Утилизация проводится в рамках программы
совместного уменьшения угрозы
К-506 «Зеленоград»
Заводской номер 393
Закладка 10.1978
Спуск на воду 26.03.1979
Ввод в строй 30.11.1979
Статус Выведен из состава ТОФ в июле 2010 года
К-211 «Петропавловск-Камчатский»
Заводской номер 394
Закладка 19.04.1979
Спуск на воду 13.12.1979
Ввод в строй 28.08.1980
Статус В составе ТОФ
К-223 «Подольск»
Заводской номер 395
Закладка 19.11.1979
Спуск на воду 30.04.1980
Ввод в строй 25.12.1980
Статус В составе ТОФ
К-180
Заводской номер 396
Закладка 27.04.1980
Спуск на воду 8.11.1980
Ввод в строй 25.08.1981
Статус Выведен из состава ТОФ в начале 2000-х
К-433 «Святой Георгий Победоносец»
Заводской номер 397
Закладка 24.08.1979
Спуск на воду 20.06.1980
Ввод в строй 15.12.1980
Статус В составе ТОФ
К-129 (КС-129 «Оренбург»)
Заводской номер 398
Закладка 9.04.1979
Спуск на воду 15.04.1981
Ввод в строй 5.11.1981
Статус Переведён в класс опытовых лодок,
модернизирован по проекту 09786
в носитель сверхмалых ПЛ
Современное состояние
Семь кораблей проекта, из которых шесть - вошли
в строй в 1970-х годах, выведены из эксплуатации
и отправлены на переработку. Из шести кораблей в
строю пять входят в состав Тихоокеанского флота
и несут штатное ракетное вооружение. Шестой
находящийся в строю корабль перестроен для
выполнения особых заданий в носитель сверхмалых
подводных лодок.
Два насоса и преобразователь с одной из подлодок
проекта контрабандой были вывезены в Китай.
Литература
* Ю. И. Александров, А. Н. Гусев. Боевые корабли
мира на рубеже XX-XXI века. Справочник. Часть I.
Подводные лодки. СПб 2000.
* Осипенко,Л.; Жильцов,Л.; Мормуль,Н. Атомная
подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы.
Издательство: М.: А/О «Боргес»
Ссылки в Интернет
* deepstorm.ru
* www.atrinaflot.narod.ru
* rusarmy.com
* Фотогалерея на сайте «Русский Подплав».
* Фотогалерея на submarine.id.ru
Подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар»
(Delta-III)
К-441 | К-424 | К-449 | К-455 | К-490 | К-487 |
К-44 «Рязань» | К-496 «Борисоглебск» | К-506
«Зеленоград» | К-211 «Петропавловск-Камчатский»
| К-223 «Подольск» | К-180 | К-433 «Святой
Георгий Победоносец» | К-129 (КС-129 «Оренбург»)
Проекты атомных подводных лодок с
баллистическими ракетами ВМФ СССР и России
1-е поколение
658-658M-658T-658У • 701
2-е поколение
667А-667АУ «Навага» • 667Б «Мурена» • 667БД «Мурена-М»
• 667БДР «Кальмар» • 667БДРМ «Дельфин»
3-е поколение
941 «Акула»
4-е поколение
955 «Борей»
Проекты стратегических подводных ракетоносцев,
находящиеся на вооружении
Великобритания
«Вэнгард»
Китай
092 «Ся / Дацынгуй»
094 «Цзинь»
Россия
667БДР «Кальмар»
667БДРМ «Дельфин»
941 «Акула»
955 «Борей»
США
«Огайо»
Франция
«Le Redoutable»
«Le Triomphant»
Индия
«Арихант»
http://ru.wikipedia.org/wiki/ (7 августа 2010)
21.08.2010
|