Проект 949А «Антей»

Проект 949А






              На главную страницу


Проект 949А «Антей»
Oscar-2

Серия атомных ракетных подводных лодок. Проект ЦКБ МТ «Рубин». Разработка велась под руководством П. П. Пустынцева, затем И. Л. Баранова. Постройка - Северное машиностроительное предприятие №402 (Северодвинск)

   Проект 949А
 
  Проект 949А. Схема (К-141 Курск)
 
  Проект 949А «Антей». Расположение контейнеров с КР 3М-45
      http://kresta-ii.ucoz.ru/news/plark_proekt_949a_quot_antej_quot_oscar_ii/2011-06-01-2537
 
  К-186 «Омск» с открытыми контейнерами КР 3М-45

История проекта

После первых двух кораблей, построенных по проекту 949, началось строительство подводных крейсеров по усовершенствованному проекту 949А (шифр "Антей"). В результате модернизации лодка получила дополнительный отсек, позволивший улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате несколько выросло водоизмещение корабля, в то же время удалось уменьшить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование.

По оценкам ряда отечественных специалистов, по критерию "эффективность-стоимость" ПЛАРК 949-го проекта является наиболее предпочтительным средством борьбы с авианосцами противника. По состоянию на середину 80-х годов стоимость одной лодки пр.949А составляла 226 млн. рублей, что по номиналу равнялось лишь 10% стоимости многоцелевого авианосца "Рузвельт" (2,3 млрд. долл. без учета стоимости его авиационного крыла). В то же время, по расчетам экспертов ВМФ и промышленности, один подводный атомоход мог с высокой вероятностью вывести из строя авианосец и ряд кораблей его охранения. Однако другие достаточно авторитетные специалисты подвергали сомнению эти оценки, считая, что относительная эффективность ПЛАРК завышена. Следовало учитывать и тот факт, что авианосец являлся универсальным боевым средством, способным решать предельно широкий круг задач, тогда как подводные лодки являлись кораблями значительно более узкой специализации.

Прочный корпус двухкорпусной подводной лодки, выполненный из стали, разделен на 10 отсеков. По бокам рубки, имеющей относительно большую протяженность, вне прочного корпуса расположено 24 спаренных бортовых ракетных контейнера, наклоненных под углом 40°. Энергетическая установка корабля имеет блочное исполнение и включает два реактора водо-водяного типа ОК-650Б (по 190 мВт) и две паровые турбины (98.000 л.с.) с ГТЗА ОК-9, работающие на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов. Паротурбинная установка расположена в двух разных отсеках. Имеется два турбогенератора ДГ-190 (2х3200 кВт).

Имеется два турбогенератора по 3200 кВт, два ДГ-190, два подруливающих устройства. Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 "Скат-3", а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС.

Корабль оснащен автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом "Симфония-У".

Основное вооружение ракетного крейсера - 24 сверхзвуковых крылатых ракеты комплекса П-700 "Гранит". Ракета ЗМ-45, снаряжаемая как ядерной (500 Кт), так и фугасной боевыми частями массой 750 кг, оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-93 с кольцевым твердо-топливным ракетным ускорителем. Максимальная дальность стрельбы 550 км, максимальная скорость соответствует М=2,5 на большой высоте и М=1,5 - на малой. Стартовая масса ракеты - 7000 кг, длина - 19,5 м, диаметр корпуса - 0,88 м, размах крыла-2,6м.

Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом (до 24 ПКР, стартующих в высоком темпе). В последнем случае осуществляется целераспределение в залпе. Обеспечивается создание плотной группировки ракет, что облегчает преодоление средств ПРО противника.

Организация полета всех ракет залпа, допоиск ордера и "накрытие" его включенным радиолокационным визиром позволяет ПКР выполнять полет на маршевом участке в режиме радиомолчания. В процессе полета ракет осуществляется оптимальное распределение между ними целей внутри ордера (алгоритм решения этой задачи был отработан Институтом вооружения ВМФ и НПО "Гранит").

Сверхзвуковая скорость и сложная траектория полета, высокая помехозащищенность радиоэлектронных средств и наличие специальной системы отвода зенитных и авиационных ракет противника обеспечивают "Граниту" при стрельбе полным залпом относительно высокую вероятность преодоления систем ПВО и ПРО авианосного соединения.

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды "Водопад" и "Ветер" на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Комплекс "Гранит", созданный в 80-х годах, к 2000 году уже морально устарел. В первую очередь это относится к максимальной дальности стрельбы и помехозащищенности ракеты. Устарела и элементная база, положенная в основу комплекса. В то же время разработка принципиально нового оперативного противокорабельного ракетного комплекса в настоящее время не представляется возможной по экономическим соображениям. Единственным реальным путем поддержания боевого потенциала отечественных "противоавианосных" сил является, очевидно, создание модернизированного варианта комплекса "Гранит" для размещения на ПЛАРК 949А в ходе их планового ремонта и модернизации.

По оценкам, боевая эффективность модернизированного ракетного комплекса, находящегося в настоящее время в разработке, должна повыситься приблизительно в три раза по сравнению с РК "Гранит", состоящим на вооружении. Перевооружение подводных лодок предполагается осуществлять непосредственно в пунктах базирования, при этом сроки и затраты по реализации программы должны быть минимизированы.

В результате существующая группировка подводных лодок проекта 949А сможет эффективно функционировать до 2020-х годов. Ее потенциал еще больше расширится в результате оснащения кораблей вариантом КР "Гранит", способным с высокой точностью поражать наземные цели при не ядерном снаряжении.

Основные ТТХ ПЛАРК проекта 949А
Длина наибольшая 154 м
Ширина наибольшая 18,2 м
Осадка по КВЛ 9,2 м
Водоизмещение нормальное 14700 т
Водоизмещение полное 23860 т
Глубина погружения рабочая 420 м
Глубина погружения предельная 500 м
Номинальная мощность ЭУ 98000 л.с.
Скорость полная надводная 15 узл
Скорость полная подводная 33 узл
Автономность 120 сут.
Экипаж 130 чел.
Вооружение 2 650-мм и 4 533-мм ТА (всего 28 торпед); 12 спаренных ПУ ПКР комплекса П-700 "Гранит" (24 ракеты ЗМ-45)

Постройка ПЛАРК проекта 949А
Северное машиностроительное предприятие №402 (Северодвинск)
К-148 «Краснодар»  617 22.07.82 03.05.85 30.09.86
К-173 «Красноярск» 618 04.08.83 27.03.86 31.12.86
К-132 «Иркутск»       619 08.05.85 29.12.87 30.12.88
К-119 «Воронеж»     636 25.02.86 16.12.88 29.12.89
К-410 «Смоленск»    637 09.12.86 20.01.90 22.12.90
К-442 «Челябинск»   638 21.05.87 18.06.90 28.12.90
К-456 «Вилючинск»  649 09.02.88 28.06.91 18.08.92 15.02.92 Касатка
К-266 «Орел»           650 19.01.89 22.05.92 30.12.92
К-186 «Омск»           651 13.07.89 08.05.93 15.12.93
К-141 «Курск»          652 22.03.90 16.05.94 30.12.94 Погибла со всем экипажем 12 августа 2000 года в Баренцевом море
К-150 «Томск»          653 27.08.91 20.07.96 30.12.96
К-329 (К-129?)           654 24.07.92 ---- ---- 06.04.93 пер. "Белгород" 16.05.94 - исключена из ВМФ, законсервирована 09.2000 - принято решение о возобновлении строительства (взамен погибшей К-141)
К-135 «Волгоград»    675 02.09.93 --- --- 22.01.98 - исключена из ВМФ, законсервирована
К-160 «Барнаул»       676 --- --- --- Закладка не состоялась

В состав Северного флота вошли К-119 «Воронеж», К-141 «Курск», К-148 «Краснодар», К-266 «Орел», К-410 «Смоленск». Остальные корабли несут службу на Тихом океане. В настоящее время лодки проекта 949 выведены в резерв. В то же время группировка подводных лодок проекта 949А является, наряду с самолетами морской ракетоносной и дальней авиации Ту-22М-3, фактически единственным средством, способным эффективно противостоять ударным авианосным соединениям США. Наряду с этим боевые единицы группировки могут успешно действовать против кораблей всех классов в ходе конфликтов любой интенсивности.

Атомные подводные лодки проекта 949А (2008)

10 дивизия подводных лодок
К-132 «Иркутск»
К-150 «Томск»
К-173 «Красноярск»
К-186 «Омск»
К-442 «Челябинск»
К-456 «Вилючинск»


11 дивизия атомных подводных лодок
К-119 «Воронеж»
К-266 «Орел»
К-410 «Смоленск»


Источники
1 В.П. Кузин, В.И. Никольский "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991" ИМО Санкт-Петербург 1996
2 В.Е. Ильин, А.И. Колесников "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник" ООО Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ" 2003.
3 Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1 ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2002
4 Справочная информация из С.С. Бережной "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России" МИА №7 2001.
5 Сайт ruspodlodka.narod.ru
6 http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nsrs/949A/list.htm

17 мая 2011










 

Hosted by uCoz