Моряки и корабли

Усть-Двинск (Даугавгрива) на карте Яндекс

Усть-Двинск (Даугавгрива) на карте Яндекс


Усть-Двинск (Рижская ВМБ)

Усть-Двинск (Даугавгрив, латыш. Daugavgriva, нем. Dunamunde, польск. Dynemunt) — крепость в Латвии. Основана в 1205 г.; до 1893 г. носила название Дюнамюнде, до 1917 г. — Усть-Двинск. С 1924 года была присоединена к Риге. Занимает территорию между Рижским заливом и рекой Булльупе, мостом через неё связана с Болдераей (микрорайон Риги, находится на левом берегу Западной Двины (Даугавы)).

Усть-Двинск (Даугавгрива) на карте Яндекс
1. Даугавгрива - район города Рига
2. Усть-Двинск (Даугавгрива) - микрорайон, квартал


Военно-морская база Рига в 1941 г.
В 1941 г. командование ВМФ признало целесообразным базировать передовой отряд флота на Рижский залив в Усть-Двинске (Даугавгрива), что позволяло создать глубоко эшелонированную противовоздушную оборону, а также прикрыть район базирования береговой артиллерией с острова Сааремаа и южного побережья Ирбенского пролива. Кроме того, считалось, что базирование передового отряда на Рижский залив обеспечит ему большую скрытность развертывания при проведении активных действий в средней части Балтийского моря и сообщения с базами Финского залива через пролив Муху-Вяйн.

Благодаря выходам из Рижского залива на север через Моонзунд и на запад через Ирбенский пролив, Рижская ВМБ была выгодной в оперативном отношении. Правда, она имела свои минусы: залив зимой замерзает, выход на север мелководен. Никогда ранее в Риге не базировались крупные корабли. Для создания военно-морской базы в Даугавгрива в августе 1940 г. постановлением СНК за КБФ были закреплены гавань Мильгравис с причальной линией около 700 м, Зимняя гавань с судоремонтными мастерскими и крепость в Даугавгриве с минным складом. Зимой 1940-1941 гг. было начато строительство причалов, складов, топливных цистерн, мастерских и других объектов, необходимых для базирования кораблей. Устье Западной Двины было удобно для рассредоточения кораблей, вплоть до крейсеров.

Фактически Рижская ВМБ начала формироваться с середины июня 1941 г. В состав Прибалтийской военно-морской базы должны были войти Либавская ВМБ и Береговая оборона Рижского залива. Таким образом, Прибалтийская ВМБ включала порты Лиепаю и Вентспилс, Рижский залив, южную часть Моонзунда и остров Сааремаа. Приказ о создании Прибалтийской ВМБ был подписан Народным комиссаром ВМФ адмиралом Кузнецовым Н.Г. 21 июня, т.е. за один день до начала войны. Поэтому с началом войны она оказалась не в состоянии обеспечить базирование на нее кораблей передового отряда КБФ и управление авиацией и береговой артиллерией.

До начала войны из Либавы в Усть-Двинск были переведены: отряд легких сил в составе крейсеров – «Киров», «Максим Горький» и двух дивизионов эскадренных миноносцев в составе «Гневный», «Гордый», «Грозящий», «Стерегущий» и «Сметливый» (1-й дивизион); «Стойкий», «Сильный», «Сердитый» и «Сторожевой» (2-й дивизион). 1-я бригада подводных лодок в составе двух дивизионов (семь лодок типа «С»), эсминец «Энгельс» и плавучие базы «Иртыш» и «Смольный». Остальные 15 лодок бригады находились в Либаве. Отряд торпедных катеров (6 единиц). Три тихоходных тральщика (бывших латвийских – «Вирсайтис», «Вистурс» и «Иманта»).

Большая часть кораблей Отряда легких сил перешла в Рижский залив, не имея полного запаса топлива. Прием топлива мог производиться только в Риге в гавани Мильгравис, которая не была полностью для этого оборудована, и в ней могли одновременно принимать топливо не более двух эсминцев.

Для прикрытия кораблей в Усть-Двинске и островов Моонзундского архипелага необходимо было создать сильную противовоздушную оборону Рижского залива и Моонзунда. Острова Сааремаа и Хиума занимают очень выгодную позицию для эшелонированного расположения средств ПВО и базирования истребителей. К 1942 г. планировалось иметь на островах три полка зенитной артиллерии, но к началу войны на островах и побережье Рижского залива было установлено всего 10 зенитных батарей, из них в Усть-Двинске – две. Такое число зенитных батарей не обеспечивало противовоздушной обороны кораблей. К началу войны в Риге и Либаве базировались отдельные эскадрильи гидросамолетов. Часть самолетов-истребителей 13-го и 71-го авиаполков базировалась на аэродромах Таллина и Ханко. На аэродроме в Пярну находились бомбардировщики 73-го полка. Таким образом, Прибалтийская и Либавская военно-морские базы, а также корабли, действующие в Балтийском море, Рижском заливе и в районе островов Моонзундского архипелага, не имели истребительного прикрытия.

Начало Великой Отечественной войны на Рижском рейде встретили корабли Отряда легких сил (ОЛС). На крейсере «Киров» держал флаг командир отряда контр-адмирал Дрозд В.П. Днем 22 июня 1941 г. советские корабли вступили в бой, отражая налет фашистской авиации на Ригу. В первый же день войны из Усть-Двинска в Финский залив ушел отряд прикрытия в составе крейсера «Максим Горький» и 1-й дивизион эсминцев – половина ОЛС, оставшийся 2-й дивизион эсминцев произвел постановку минных заграждений в Ирбенском проливе.

Уже 27 июня части вермахта вышли к Западной Двине, началась эвакуация Риги. В тот же день, командующий КБФ дал указание об эвакуации Прибалтийской военно-морской базы. Приказ об эвакуации базы был получен ее командиром в 3.00 27 июня, срок окончания эвакуации был установлен к исходу того же дня. В Риге началось восстание антисоветских элементов, связь со штабами Прибалтийского ОВО и 8-й армии прервалась. В 18.00 Отряд легких сил – «Киров» и пять эсминцев в сопровождении четырех торпедных катеров (на них возлагалась противолодочная оборона кораблей на переходе) – вышел из Усть-Двинска и утром 28 июня прибыл на рейд Куйвасте. Кроме того, здесь уже находились несколько транспортов. Для обеспечения безопасности стоянки в дозор к южному входу в Моонзунд был выслан эсминец «Сердитый».

Ночью из Риги в Моонзунд вышли 1-я бригада подводных лодок и несколько транспортов в обеспечении двух тральщиков и двух торпедных катеров. Транспорты уходили из Риги недогруженными. В Усть-Двинске оставались несколько малых кораблей и два транспорта под командованием командира Охраны рейдов. Личный состав Охраны рейдов должен был взорвать портовые объекты и затопить на фарватере в устье Западной Двины оба транспорта. К утру 28 июня транспорты были затоплены, но они полностью не загородили, а только стеснили вход в устье реки. Из-за поспешного отхода не было произведено минирование реки.

Противник не смог помешать выходу наших кораблей и транспортов из района Моонзундских островов. Прикрытие кораблей и отражение налетов вражеской авиации осуществляла 12-я авиаэскадрилья, перебазированная 27 июня на остров Сааремаа. Однако организация перехода кораблей и транспортов из Рижского залива в Моонзунд имела ряд существенных недостатков. Командир Прибалтийской ВМБ, не имея связи со штабом 8-й армии, не знал обстановки и хода боевых действий на фронте. Неправильно оценив обстановку, он форсировал отправку транспортов из Риги, вследствие чего часть ценных грузов базы была взорвана, а часть оказалась просто оставленной и досталась противнику.

Ввиду отсутствия централизованного руководства эвакуацией, переход кораблей был организован плохо. Особенно плохо было организовано охранение на переходе. Отряд легких сил имел в охранении четыре торпедных катера, а бригада подводных лодок – два тральщика и два торпедных катера. Не была организована служба оповещения. Так, например, в 2.15 29 июня дозорный эсминец «Сердитый» обнаружил на подходе к южному входу в пролив Муху-Вяйн подводную лодку. Не зная о движении наших подводных лодок, командир дозорного корабля запросил об этом по радио командира ОЛС, находившегося на крейсере «Киров». Но адмирал сам не знал обстановки и ничего не мог ответить на запрос командира эсминца. Поэтому с «Сердитого» был открыт огонь по подводной лодке. После двух выстрелов подводная лодка дала свои "опознавательные" – это была С-9. Огонь немедленно был прекращен, и лодка без повреждений пришла на рейд Куйвасту. Отход из Вентспилса начался также 27 июня. Транспорты были загружены боеприпасами и снаряжением и выведены в Кихельконну и Курессааре. Последним с южного берега Ирбенского пролива переправился на остров Сааремаа личный состав береговых батарей, взорвав орудия и маяк Михайловский. Таким образом, уже к 29 июня корабли КБФ оставили Прибалтийскую ВМБ (Ригу и Либаву) и сосредоточились в Моонзунде.

С 28 июня немецкая авиация усилила воздушную разведку района Рижского залива и Моонзунда. Обнаружив сосредоточение кораблей на рейде Куйвасту и транспортов в порту Пярну, противник начал наносить по ним систематические удары авиацией и ставить в Моонзунде мины. У северного выхода из пролива Муху-Вяйн была обнаружена немецкая подводная лодка. Не сумев помешать переходу наших кораблей из Риги в архипелаг, противник стремился уничтожить их в самом Моонзунде. Корабли ОЛС и 1-й Бригады подводных лодок (БПЛ) стояли на рейде Куйвасту в ожидании проводки через пролив до 30 июня.

Однако глубина пролива Муху-Вяйн – 6 м, а осадка Кирова – 6,91 м, кроме того, еще в 1917 г. на фарватере были затоплены линкор «Слава» и старые транспорты, чтобы преградить путь кайзеровскому флоту. Для углубления фарватера из Палдиски прибыл землечерпательный отряд. Трое суток непрерывно работали земснаряды, баржи и буксиры, углубляя канал до 7 м. В это же время моряки разгружали корабль, чтобы уменьшить осадку. На баржи выгрузили часть боезапаса, топлива, воды и другие грузы – всего 300 т, уменьшив осадку до 6,5 м. 1 июля крейсер завершил проход через углубленный канал пролива Муху-Вяйн. Сопровождавшие крейсер эсминцы «Грозящий», «Стойкий», «Сметливый» держались в охранении впереди и по сторонам крейсера. За «Кировым» в кильватерной колонне шли плавбазы «Смольный», «Иртыш» и подводные лодки М-81, С-8, «Калев», «Лембит», М-77, М-79. Ни один из кораблей, не исключая и тральщиков, не был размагничен, но подводная лодка М-81 подорвалась на магнитной мине и спустя две минуты затонула. Так корабли КБФ впервые столкнулись с магнитными минами. Оставление Либавы, Вентспилса, Риги и Усть-Двинска вынудило наши части 29 июня уйти с южного берега Ирбенского пролива и взорвать при этом недавно установленные береговые батареи, ирбенская минно-артиллерийская позиция потеряла свое значение.

8 августа эскадренные миноносцы «Суровый» и «Статный» снова вышли в Рижский залив для уничтожения плавучих средств и портовых сооружений в гаванях Мерсрагс и Роя. Обстрел этих портов был произведен с дистанции 45-80 каб. В гаванях наблюдались пожары. При отходе по эсминцу «Статный» открыла огонь трех-орудийная батарея, расположенная в 2 милях южнее маяка Мерсрагс. Применив зигзаг и поставив дымовую завесу, «Статный» вышел из-под обстрела батареи, которая прекратила огонь, когда эсминец удалился на дистанцию 160 каб.

А. Сурков [1]

Подводные лодки в Усть-Двинске
15 февраля 1946 года приказом Наркома ВМФ № 0017 в Усть-Двинске образована 2-я Бригада подводных лодок. Командир контр-адмирал Верховский С.Б., Начальник штаба Герой Советского Союза капитан 1 ранга Щедрин., Нач. ПО капитан 2 ранга Коньков М.И. Штаб бригады размещался на плавбазе ПЛ «Иртыш». В состав бригады входили два дивизиона.

4-й Дивизион состоял из 5-и подводных трофейных германских лодок и лодок отечественных: «Д-2», «С-13», «С-18», «С-20». Командир дивизиона капитан 3 ранга Бочаров П.

В 5-й дивизион входили: Гвардейская ПЛ «М-171», «М-90», «М-102». «М-200». «М-201» и германская ХХ111 серии «Н-31». Командир дивизиона капитан 1 ранга Морозов Н.И. Штаб дивизиона размещался на плавбазе ПЛ «Ахтуба».

В 1949 году в командование бригадой вступил Герой Советского Союза Лунин Н.И., а контр-адмирал Верховский назначен командиром Рижской Военно-Морской базы.

В 1951 году в Усть-Двинске была образована 17-я Дивизия ПЛ. Командир дивизии контр-адмирал Цирюльников Н.И., НШ дивизии капитан 1 ранга Юнаков Е.Г. 4-й дивизион преобразован в 156-ю бригаду ПЛ (комбриг капитан 1 ранга Лесковой Н.С., НШ бригады капитан 1 ранга Каменский).

5-й дивизион преобразован в 157 бригаду ПЛ.(комбриг капитан 2 ранга Васильев Г.К, НШ капитан 1 ранга Сидоренко).

С 1954 года на бригаду стали поступать ПЛ 613 проекта. Первая - «С-153». Трофейные лодки сперва ограничили в плавании, а затем списали.

В 1956 году в составе 156-й отдельной учебной бригады образован 104-й дивизион резерва.(комдив капитан 2 ранга Козлов, замполит дивизиона капитан 2 ранга Горох).

С 1 октября 1971 года вместо 156-й бригады, создан 107-й отдельный дивизион в составе 78-й бригады ОВРа. Дивизионом последовательно командовали: капитан 2 ранга Мартинсон, капитан 1 ранга Ситнов, капитан 1 ранга Камышан В.Ю., капитан 1 ранга Науменко В.Я. и др.

В августе 1992 года все корабли покинули Усть-Двинск в связи с првозглашением Латвией независимости.

М. Кудишин [2]

Интернет
[1] Военно-морская база Рига в 1941 г. - http://www.otvoyna.ru/riga.htm
[2] Подводные лодки в Усть-Двинске - http://vetsubmlat.narod.ru/vet15.html

12.03.2013






На главную страницу

Категории
Люди
Корабли
Соединения
Организации
География
События
Статьи

Каталоги
Статьи
Иллюстрации
Дополнительные статьи


 Возврат на главную страницу

Hosted by uCoz