Подводная лодка К-129 проекта 629А
Командир подводной лодки К-129 Кобзарь Владимир Иванович
Старший помошник К-129 Журавин Александр Михайлович, капитан 2 ранга |
Гибель К-129 8 марта 1968 года
08.03.1968 дизель-электрическая ракетная подводная лодка
К-129
проект 629, Golf-II из состава
Тихоокеанского флота погибла в точке с координатами
40 гр 06' сш и 179 гр 57 ' зд, в 750 милях от
о. Оаху. В катастрофе погибло 98 человек. Была вооружена ядерными боеприпасами (торпедами и ракетами). Была частично поднята 12 августа 1974 года в результате секретного проекта ЦРУ
«Проект Дженифер» с глубины порядка 5 000 метров.[1]
Причина гибели лодки по настоящее время не установлена, существуют три основных версии - затопление лодки через шахту РДП при зарядке батарей по причине технической неисправности клапана и провал на запредельную глубину, взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей из-за неисправности систем вентиляции, вызваший разрушение прочного корпуса, и, наконец,столкновение К-129 с американской подводной лодкой.
Первая версия является официальной версией командования ВМФ СССР, на версии взрыва настаивала американская сторона, ссылаясь на данные гидроаккустических станций на Гавайских о-вах, к версии столкновения склонялись, правда неофициально, советhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Гавайские_островаские военно-морские специалисты. Основанием для таких предположений послужила информация о том, что вскоре после даты гибели К-129 в американскую базу ВМС на о.
Окинава пришла АПЛ
"Суордфиш" SSN 579, имевшая характерные повреждения ограждения рубки. Ремонт американской лодки проводился экстренными темпами в обстановке секретности.Официальная версия ВМС США гласила, что "Суордфиш" получила повреждения от удара плавающего льда в Японском море.
Как бы там ни было, американцы очень точно знали координаты гибели К-129 и в 1969 году затонувшая лодка была обнаружена разведывательным кораблём ВМС США "Мицар" в точке с координатами 40 гр 06' сш и 179 гр 57 ' зд, в 750 милях от о. Оаху, после чего детально обследована с АПЛ "Хэлибат" и глубоководного аппарата "Триест II". Подводная лодка лежала на глубине около 5500 метров практически на ровном киле, выдвижные устройства опущены, в районе верхней части третьего отсека, имелась, якобы, пробоина, захватывающая часть рубки и ракетные шахты.
На основании полученной информации в ЦРУ США было принято решение предпринять попытку подъема К-129 в целях получения образцов ядерного оружия, а также шифровальной техники. Операция получила название "Проект Дженифер". В ходе операции "Дженифер" специально построенному для этой цели судну "Гломар Эксплорер" удалось поднять носовую часть К-129 ( в ходе подъёма лодки со дня корпус разломился и кормовая часть вновь затонула ). По американским данным, в руки США попали две тореды оснащённые ядерными боеголовками, журнал регламентных работ со спецбоеприпасами, шифровальные блокноты и шифровальная машина.
В разрушенных отсеках обнаружены шестеро погибших моряков, которых американцы, захоронили в море с отданием воинских почестей в точке с координатами 18 гр 29' с.ш. и 157 гр 34' з.д., в 90 милях на юго-запад от Гавайских островов. Существует однако версия, что было извлечено около 50 погибших моряков, большинство из которых захоронены на Гавайях. Истинная причина гибели К-129 по настоящий момент не предана гласности, вероятно, что она может быть известна военным специалистам США, получившим возможность исследовать обломки лодки.В 1987 году капитан в отставке Питер Хачтхаусен ( Capt. Peter Huchthausen ), бывший военно-морским атташе в Москве,имел несколько кратких разговоров с советскими адмиралами относительно катастрофы К-129. Адмирал Петр Навойцев обронил в разговоре фразу: "Капитан, Вы очень молоды и неопытны, но Вы узнаете, что есть некоторые обстоятельства, которые обе стороны договорились не обнародовать, и вот по одной из таких причин мы потеряли нашу K-129 ".
В 1995 году, когда после выхода в отставку Хачтхаусен начал работу над книгой о Советском подводном флоте, он взял интервью у адмирала Виктора Дыгало, в прошлом командующего соединением подводных лодок, в состав которого входила K-129. Дыгало сказал ему, что истинная история K-129 никогда не станет известна из-за неофициального соглашения между старшим военно-морским командованием с обеих сторон, цель которого заключалась в том, чтобы прекратить любое дальнейшее исследование участия противной стороны в гибели и "Скорпиона" и K-129. В заключение беседы он сказал Хачтхаусену : " Так что забудьте и думать, что когда-нибудь семьям погибших будет сообщена истина...".Вот имена моряков, обстоятельства гибели которых стали одной из самых больших загадок холодной войны :
Абрамов Н. Д. гл. старшина
Андреев А. В. ст. матрос
Архипов А. А. матрос
Баженов Н. Н. старшина 2-й ст.
Балашов В. И. ст. матрос
Башков Г. И. матрос
Бахирев В. М. старшина 2-й ст.
Боженко Л. К. матрос
Бородулин В. С. матрос
Васильев А. С. матрос
Гооге П. И. старшина 2-й ст.
Гостев В. М. матрос
Гущин Н. И. старшина 2-й ст.
Гущин Г. Ф. гл. старшина
Дасько И. А. матрос
Дубов Ю. И. матрос
Дыкин А. П. лейтенант
Дягтерев А. А. матрос
Егоров А. Е. инж. капитан-лейтенант
Жарнаков А. Ф. старший лейтенант
Журавин А. М. капитан 2-го ранга
Зверев М. В. ст. матрос
Зуев В. М. капитан-лейтенант
Зубарев О. В. матрос
Иванов В. П. гл. старшина
Кабаков А. С. матрос
Касьянов Г. С. матрос
Карабажаков Ю. С. матрос
Князев А. Г. старшина 2-й ст.
Кобзарь В. И. капитан 1-го ранга
Кобелев Г. И. ст. матрос
Ковалев Е. Г. капитан 3-го ранга
Козин В. В. матрос
Козленко А. В. матрос
Колбин В. В. матрос
Костюшко В. М. матрос
Коротицких В. В. матрос
Котов И. Т. мичман
Кошкарев Н. Д. матрос
Кравцов Г. И. матрос
Кривых М. И. ст. матрос
Кручинин О. Л. матрос
Крючков А. С. матрос
Кузнецов А. В. старшина 1-й ст.
Куликов А. П. ст. матрос
Кучинский А. И. старшина 2-й ст.
Лабзин В. М. гл. старшина
Лисицын В. В. старшина 1-й ст.
Лобас Ф. Е. капитан 3-го ранга
Лопсарь П. Т. старшина 2-й ст.
Лохов В. А. матрос
Маракулин В. А. старшина 2-й ст.
Матанцев Л. В. ст. матрос
Михайлов Т. Т. ст. матрос
Мосячкин В. А. старший лейтенант
Мотовилов В. А. капитан 3-го ранга
Наймушин А. С. ст. матрос
Носачев В. Г. матрос
Овчинников В. И. матрос
Одинцов И. И. матрос
Ожима А. Н. матрос
Орехов Н. Н. капитан 3-го ранга
Осипов С. В. матрос
Ощепков В. Г. ст. матрос
Панарин Г. С. капитан 3-го ранга
Песков Е. К. матрос
Пикулик Н. И. капитан-лейтенант
Пичурин А. А. матрос
Плакса В. М. матрос
Плюснин В. Д. старшина 2-й ст.
Погодаев В. А. матрос
Поляков В. Н. матрос
Полянский А. Д. старшина 2-й ст.
Редкошеев Н. А. матрос
Рудник А. И. матрос
Савицкий М. С. старшина 2-й ст.
Саенко Н. Е. старшина 2-й ст.
Соколов В. В. матрос
Сорокин В. М. ст. матрос
Сприщевский В. Ю. мичман
Сурнин В. М. старшина 2-й ст.
Тельнов Ю. И. ст. матрос
Терешин В. И. матрос
Трифонов С. Н. матрос
Токаревский Л. В. матрос
Торсунов Б. П. матрос
Тощевиков А. Н. матрос
Хватов А. В. старшина 1-й ст.
Черница Г. В. матрос
Черепанов С. П. майор мед. службы
Чичканов А. С. старшина 2-й ст.
Чумилин В. Г. старшина 2-й ст.
Шишкин Ю. В. матрос
Шпак Г. М. старшина 1-й ст.
Шувалов А. С. матрос
Ярыгин А. И. матрос
См. также
Аварии на подводных лодках (с 1945 года)
Фото
Подводная лодка К-129 проекта 629А
[4]
Командир подводной лодки К-129 Кобзарь Владимир Иванович
[4]
Старший помошник К-129 Журавин Александр Михайлович, капитан 2 ранга
[5]
Источники
[1] http://pibachii.narod.ru
[2] http://submarine.id.ru/memory/K129.htm
[3] Википедия -
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аварии_на_подводных_лодках_(с_1945_года)
[4]
http://shturman-tof.ru/Morskay/kniga_pamyti/image_kniga/foto_k129/fk_01.JPG
[5] http://www.svvmiu.ru/forum/viewtopic.php?p=199342
14.03.2013
|
На главную страницу
Категории
Люди
Корабли
Соединения
Организации
География
События
Статьи
Каталоги
Статьи
Иллюстрации
Дополнительные статьи
|