Николаевская Морская академия
(1877-1917)

Академический курс морских наук в ознаменование 50-летия со дня основания Офицерского класса 28 января 1877 г. рескриптом Александра II был переименован в Николаевскую Морскую академию без каких-либо существенных преобразований. Её начальником по-прежнему был директор Морского училища (1871- 1882) контр-адмирал А.П. Епанчин, окончивший в свое время Офицерский класс.

Существовавший при Академическом курсе совет был переименован в конференцию Морской академии, членами которой были назначены начальник Технического училища морского ведомства генерал-лейтенант А.И Зеленой, ординарный академик А.Н. Савич, академик Л.И. Шренк и ряд других крупных ученых и представителей флота. Был объявлен список 10 почетных членов Морской академии, среди них президент Академии наук адмирал Ф.П. Литке, вице-президент Академии наук В.Я. Буняковский, министр путей сообщения вице-адмирал К.Н. Посьет, управляющий Морским министерством вице-адмирал С.С. Досовский и историк Ф. Ф. Веселаго.

Занятия в академии начинались 1 октября, а завершались 1 мая. Учебный план Академического курса не претерпел особых изменений; в соответствии с развитием науки и техники были откорректированы только учебные программы. Общими предметами, по которым сдавали экзамены на всех трех отделениях, остались математика, физика, иностранный язык. После каждой зимы проводилась летняя трехмесячная практика по специальности.

Морская академия еще почти два десятилетия готовила только специалистов-гидрографов, корабельных инженеров и инженеров-механиков, отвечавших по уровню своей подготовки требованиям флота. Между тем переход от парусного флота к паровому и броненосному, развитие боевых и технических средств, изменение и усложнение способов ведения боевых действий на море особенно настоятельно требовали обеспечения флота квалифицированными офицерами командного и штабного профилей.

По ходатайству начальника академии вице-адмирала Д.С. Арсеньева 1 января 1896 г. был открыт курс военно-морских наук. На него принимались штаб-офицеры флота и, как исключение, лейтенанты, имевшие выслугу в чине не менее 6 лет. На гидрографическое отделение курса принималось 6 человек, а на механическое и кораблестроительное - по 8 человек. В учебный план курса включались: морская стратегия, морская тактика, военно-морская история, военно-морская статистика и география, морское международное право. Все офицеры при поступлении на курс военно-морских наук должны были к 15 августа представить письменную квалификационную работу (сочинение) на одну из тем, ежегодно назначаемых конференцией академии и объявляемых циркулярами Главного морского штаба. Продолжительность обучения на курсе военно-морских наук составляла три месяца (на гидрографическом, кораблестроительном и механическом - два года).

Профессорско-преподавательский состав пополнился видными учеными и специалистами в различных областях военно-морского дела, в основном выпускниками академии. В их числе были: адмирал В.А. Стеценко, контр-адмирал де-Ливрон, штабс-капитан А. Н. Крылов, корабельный инженер И. Г. Бубнов и др. На курсе военно-морских наук морскую тактику и военно-морскую историю преподавал лейтенант Н. Л. Кладо, стратегию - генерал Н. А. Орлов, фортификацию - военный инженер К. И. Величко.

Морская академия до 1896 г. существовала на основе временного положения об Академическом курсе морских наук 1862 г., многие статьи которого претерпели коренные изменения.

23 мая 1896 г. было утверждено новое положение об академии, а 19 июня того же года Адмиралтейств-совет .утвердил и её устав. Новое положение отличалось от предыдущего прежде всего тем, что в нем были учтены все наиболее важные изменения в академии, однако целевая установка осталась почти без изменений: "Доставлять чинам флота высшее образование, соответствующее специальным требованиям такого рода службы, к которому они предназначаются".

Структура академии определялась гидрографическим, кораблестроительным и механическим отделениями, а также курсом военно-морских наук на правах военно-морского отделения. Срок обучения на военно-морском отделении устанавливался один год, на других - два года.

В систему обучения слушателей на военно-морском отделении были внедрены военно-морские игры. Они являлись важной частью практической подготовки слушателей, способствовали накоплению обоснованного материала для теоретических обобщений и выводов, обеспечивали расширение кругозора и выработку навыков в принятии решений по вопросам управления силами флота и использования военно-морского оружия.

Развитие методики военно-морских игр следует считать наиболее значительным событием в академии того времени. Военно-морские игры как одна из форм подготовки офицерского состава применялись в русском флоте еще в середине XIX в. Создателем военно-морской игры был офицер русского флота В. К. Войт, который в 1846 г. издал работу "Военно-морская игра". В эпоху парового флота морские игры широко использовались при обучении офицеров адмиралами Г.И. Бутаковым и С.О. Макаровым.

Темы морских стратегических игр предлагались конференцией академии, рассматривались Главным морским штабом и утверждались управляющим Морским министерством. Морские игры проводились на конкретные темы, с указанием определенного противника, театра и целей военных действий.
Следствием участия в морских стратегических играх офицеров Генерального штаба было включение в учебный план последнего курса Военной академии Генерального штаба лекций по военно-морским вопросам.

С началом русско-японской войны учебная работа Морской академии была почти полностью свернута. В 1904 г. приема слушателей в академию, за исключением кораблестроительного отделения, не было. Большую часть слушателей, окончивших академию в 1904 г., и преподавателей оперативно-тактических предметов откомандировали в действующий флот. Только на кораблестроительном отделении занятия продолжались без перерыва в течение всей войны. По окончании войны сразу же был произведен прием слушателей на все отделения академии, и с осени 1905 г. начались учебные занятия.

Итоги русско-японской войны заставили русское морское командование пересмотреть многие вопросы строительства и подготовки флота, в том числе и систему обучения его офицерских кадров, роль и место Морской академии во флоте, её цели и задачи.

8 декабря 1905 г. приказом по морскому ведомству для всестороннего обсуждения вопроса о постановке дела высшего морского образования в Морской академии была назначена специальная комиссия, которая должна была подготовить новые проекты положения о Морской академии, ее штате и уставе, пересмотреть учебные планы и программы. Председателем комиссии был назначен директор Морского корпуса, членами - видные ученые и участники русско-японской войны Ю.М. Шокальский, С.К. Ратник, А.Н. Крылов, Е.И. Арене, Н.Д. Дабич, Н.О. Эссен, А.Ф. Гейден и др. Разработка документов и осуществление перестройки академии по приказу морского министра должны были быть осуществлены в течение 1906-1908 гг.

В 1907 г. была окончена постройка специального здания академии на 11-й линии Васильевского острова в Петербурге, которое соответствовало возросшим потребностям обеспечения учебного процесса. Академия получила удобные аудитории, оборудованные лаборатории и кабинеты.

Положение о Морской академии было утверждено только 25 июня 1910 г., через пять лет после окончания русско-японской войны и после всестороннего изучения её опыта. Этим положением было установлено, что "Николаевская Морская академия принадлежит к разряду высших учебных заведений и имеет своим назначением дать обучающимся в ней офицерам высшее военно-морское и высшее специальное техническое образование, соответствующее современным требованиям военно-морской службы".

Академия того времени состояла из четырех отделов: военно-морского, гидрографического, механического и кораблестроительного.

Продолжительность обучения на технических отделах была увеличена и определена в 2 года 7 месяцев. Срок обучения на военно-морском отделе был установлен в 2 года, в связи с чем в его учебный план дополнительно включались новые предметы: теория корабля, военно-сухопутное дело, государственное право, история новейшего времени и политическая экономия. Было значительно увеличено время на изучение основных курсов стратегии, тактики и истории военно-морского искусства. Много учебного времени отводилось изучению опыта русско-японской войны. Для подготовки офицеров к службе в Морском генеральном штабе был создан дополнительный курс военно-морского отдела.

Главными предметами на военно-морском отделе были: морская стратегия, морская тактика, история военно-морского искусства, военно-морская история, военно-морская статистика, военно-морская администрация, морское международное право, служба генерального штаба во флоте и составление карт. К вспомогательным предметам относились: военно-сухопутное дело, государственное право, политическая история, политическая экономия, теория корабля, морская гигиена, сведения по морской технике, иностранные языки.

Значительным изменениям подвергались и учебные планы технических отделов академии. Были расширены курсы проектирования кораблей и корабельных механизмов. Теоретическая часть этих курсов и практика по ним велись с учетом перспектив строительства флота. Большое внимание уделялось проблемам конструирования эскадренных миноносцев и подводных лодок.

В учебный план была введена также новая дисциплина - военно-морской курс, состоящий из основ морской стратегии, морской тактики, военно-морской истории и корабельной артиллерии.

С 1910 г. вместо конкурсной письменной работы для поступления на военно-морской отдел были введены экзамены по морской артиллерии, минному делу, штурманскому делу, пароходной механике, политической истории, географии, русскому сочинению и одному из иностранных языков по выбору экзаменующегося (французскому, английскому или немецкому).

На военно-морском отделе на младшем и старшем курсах обучалось 40 офицеров, а на дополнительном - 5 человек. На гидрографический отдел принимали 12 человек, а на механический и кораблестроительный - по 9. Общее число обучающихся в академии по сравнению с XIX в. выросло в три-четыре раза и составляло семьдесят пять человек. Сверх того допускались вольнослушатели, число которых ежегодно объявлялось приказами по морскому ведомству. В академию могли быть также откомандированы на год офицеры флота для разработки отдельных вопросов военно-морского дела.

Прием на военно-морской отдел производился ежегодно, а на остальные отделы - через каждые три года. Для поступления в академию требовалась положительная аттестация и четырехлетний стаж службы в офицерских чинах.

Начальником академии больше уже не являлся по совместительству директор Морского корпуса, а вводилась вице-адмиральская должность, на которую был назначен генерал-лейтенант флота Г.И. Шульгин. Теперь начальник академии подчинялся непосредственно морскому министру. Помощником начальника академии был назначен капитан 1 ранга А.В. Шталь, который а советское время возглавлял кафедру "Служба штаба", а затем кафедру "Военно-морская история".

Лето слушатели младшего и старшего курсов военно-морского отдела проводили в плаваниях эскадры и кораблей учебных отрядов, участвовали в маневрах флота. На время крупных сухопутных маневров они откомандировывались по соглашению с военным ведомством в штабы участвующих в маневрах войск.

Летом 1914 г. началась первая мировая война. Согласно мобилизационному плану приказом начальника академии от 2 августа 1914 г. все слушатели были откомандированы из академии в свои части или же получили новые назначения. При этом слушатели старшего и дополнительного курсов военно-морского отдела были досрочно выпущены из академии, а слушатели младшего курса - переведены на старший курс. Слушатели других отделов направлялись в части без перевода на следующий курс, так как не был закончен учебный год.

Вследствие того, что война приняла затяжной характер, в 1916 г. встал вопрос о возобновлении занятий в Морской академии. Сначала было решено возобновить учебные занятия только на кораблестроительном отделе. В течение июля - августа были вызваны в академию офицеры, окончившие в 1914 г. первый курс кораблестроительного отдела. Они были зачислены на второй курс. Одновременно с этим был произведен набор слушателей на первый курс. Таким образом, 25 августа 1916 г. начались занятия на двух курсах кораблестроительного отдела. Возобновление занятий на военно-морском, гидрографическом и механическом отделах было отложено до следующего года.

Крейсер Варяг

Источники
1. Интранет ВМА - vma.ru

2008



На главную страницу

Примеры статей
Hosted by uCoz