Адмирал Кузнецов
На главную страницу |
ТАВКР «Адмирал Кузнецов»
Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР)
проекта 1143.5/6 «Орел» («Kreml»). В составе
флота с 1990 года.
▪
Адмирал Кузнецов
▪
Тяжелый
авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
▪
Тяжелый
авианесущий крейсер проекта 11435 Адмирал
Кузнецов
▪
ТАКР «Адмирал
Кузнецов». Учения в Атлантике
Тактико-технические
характеристики
Длина - 303 м
Длина по ватерлинии - 270 м
Ширина - 72 м
Ширина по ватерлинии - 35 м
Осадка - 9 м
Экипаж - 1960 чел
Летный состав - 626 чел
Штаб соединения - 40 чел
Водоизмещение- 55000 т
Полная скорость - 29 узлов
Дальность при полном ходе - 4000 миль
Экономическая скорость - 18 узлов
Дальность при экономичном ходе, миль 8500
Автономность - 45 суток
Конструкция и вооружение
ТАВКР "Адмирал Кузнецов" от предшественников
отличает увеличенная полётная палуба и наличие
трамплина (угол схода 14°) в носовой части.
Корпус высокобортный, изготовлен из стали по
продольной системе набора. Дно двойное по всей
длине. Корпус имеет 9 палуб. Надстройка
("остров") смещена к правому борту. В кормовой
части корпуса размещена оптическая система
посадки "Луна-3". Энергетическая установка
аналогична ТАВКР "Адмирал Горшков", но
отличается увеличенным запасом топлива. На борту
могут базироваться 26 самолётов (Су-33
и МиГ-29К) и 24
вертолёта (18 Ка-27
и Ка-29, 2
Ка-27ПС, 4
Ка-31) (по
состоянию на март 1996 года на борту имелось 15
Су-33, 1 Су-25УТГ,
11 Ка-27, 1 Ка-31). Для размещения авиатехники
под главной палубой имеется ангар (153x26x7,2
м). Для перемещения ЛА по ангару используется
полуавтоматическая система цепной
транспортировки (тягачи применяются только для
подачи ЛА на платфлормы лифтов). В целях
противопожарной безопасности ангар может
разделяеться огнестойкими складными шторами на 4
отсека. Топливные цистерны и погреба боезапаса
имеют коробчатую броневую защиту.
Противоторпедная защита шириной 4,5 м состоит из
3 продольных переборок (вторая - многослойная
бронированная). Спасательные средства включали в
себя большой корабельный командирский катер пр.
1404, 2 рабочих катера пр. 1402Б, 2
шестивёсельных яла пр. ЯЛ-П6 и 240 плотиков
ПСН-10М в контейнерах.
Вооружение корабля состоит из 12 пусковых
установок
4К80 ПКРК "Гранит", 4 шестиствольных
пусковых установок
ЗРК "Кинжал" (192 ракеты), 8 пусковых
установок "Кортик"
(256 ракет), 6 шестиствольных 30-мм
артиллерийских установок
АК-630М (48000 снарядов), 2 установок
РБУ-12000 "Удав". В
состав радиоэлектронного оборудования входят:
БИУС "Лесоруб", многофункциональный комплекс
"Марс-Пассат", трёхкоординатная РЛС "Фрегат-МА",
РЛС обнаружения низколетящих целей "Подкат",
навигационный комплекс "Бейсур", комплекс связи
"Буран-2", РЛС управления полётами "Резистор",
средства РЭБ "Созвездие-БР", ГАС "Звезда-М1" и
др. (всего 58 наименований).
Хроника
1977, ноябрь
Началась разработка тяжёлого авианесущего
крейсера проекта 1143.5 "Рига" в
Невском
проектно-конструкторском бюро в года под
руководством главного конструктора О.П.Ефимова
(летом 1979 года его сменил А.Б.Морин, в декабре
1979 года - В.Ф.Аникеев, в 1986 году -
П.А.Соколов, в 1989 году - Л.В.Белов). По сути
это был новый корабль. При его создании широко
использован опыт разработки авианосцев проектов
1153 и 1160. Первоначально предполагалось
установить на нём паровую катапульту, но позже
проект был переработан под трамплин.
1980, 23 июля
Завершилась разработка эскизного проекта (10
вариантов).
1982, 7 мая
После множества согласований и внесения
изменений проект был окончательно утверждён.
Впервые на отечественном корабле установлены
аэрофинишёры, оптическая система посадки "Луна"
и боковые самолётоподъёмники. Одновременно с
разработкой корабля шла доводка палубных
самолётов, для чего в Крыму на аэродроме
Ново-Фёдоровка (г. Саки) построен полигон со
стальным лётным полем в виде корабельной палубы
НИТКА (наземный испытательно-тренировочный
комплекс авиации).
1982, 26 июля
Зачислен в списки кораблей ВМФ.
1982, 1 сентября
ТАКР "Рига" (заводской №105) заложен на на
Черноморском
судостроительном заводе № 444 в
Николаеве.
1982, 26 ноября
Переименован в "Леонид Брежнев".
1985, 6 декабря
Спущен на воду.
1987, 11 августа
Переименован в "Тбилиси"
1989, 1 ноября
Впервые в СССР на палубу "Тбилиси" совершил
посадку по-самолётному истребитель Су-27К
(лётчик-испытатель В. Г.
Пугачёв). В этот же день с палубы впервые
взлетел с использованием трамплина МиГ-29К
(лётчик-испытатель Т.О.Аубакиров).
1990, май
Корабль был временно включён в состав
30 дивизии надводных
кораблей КЧФ.
1990, 1 августа
Начались государственные испытания. В ходе
испытаний пройдено 16200 миль, совершено 454
полёта самолётов.
1990, 4 октября
Переименован в "Адмирал флота Советского Союза
Кузнецов".
1990, 25 декабря
Вступил в строй
1991, 20 января
Вошёл в состав Краснознамённого
Северного флота. При этом доводочные работы
продолжались до 6 мая 1991 года. Корабль был
включён в состав 43
дивизии ракетных крейсеров с базированием
в Видяево.
1991, 1 - 20 декабря
Крейсер совершил переход вокруг Европы в
Североморск.
1994
Строевые лётчики 279 иап под командованием Героя
РФ Т. А. Апакидзе освоили полёты с палубы..
1995, 23 декабря - 1996, 22 марта
«Адмирал Кузнецов» совершил поход в Средиземное
море с 15 самолётами и 11 вертолётами на борту.
Всего пройдено 14156 миль, выполнено 524 полёта
самолётами и 996 вертолётами. Во время похода
нанесены визиты в Тартус (Сирия,
29.01-02.02.1996) и Ла-Валетту (Мальта,
17-18.02.1996). После возвращения прошёл
плановый ремонт на СРЗ-35
в Росте.
1998
С августа обеспечивал боевую подготовку палубной
авиации.
1999, октябрь
Обеспечивал лётные испытания самолёта Су-27КУБ.
2000, осень
Вновь прошёл ремонт на
СРЗ-35.
2004, 27 сентября - 24 октября
Участвовал в учениях КСФ в северо-восточной
Атлантике. За время службы кораблём командовали:
капитан 1 ранга В. С. Ярыгин, контр-адмирал А.
В. Челпанов, капитан 1 ранга А. В. Турилин,
капитан 1 ранга А. П. Шевченко.
2008, август
Бортовой номер 063. Командир капитан 1 ранга
Александр Шевченко.
43 дивизия ракетных кораблей (Североморск).
См. также
ТАКР проекта 1143.5
«Адмирал Кузнецов»
Источники
Ж-л «Власть» № 7(760) от
25.02.2008 -
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=856201
http://aviaros.narod.ru/adm_kuzn.htm
18.05.2012
|