ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

Адмирал Кузнецов






              На главную страницу


ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5/6 «Орел» («Kreml»). В составе флота с 1990 года.

   Адмирал Кузнецов
 
  Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
 
  Тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435 Адмирал Кузнецов
 
  ТАКР «Адмирал Кузнецов». Учения в Атлантике

Тактико-технические характеристики
Длина - 303 м
Длина по ватерлинии - 270 м
Ширина - 72 м
Ширина по ватерлинии - 35 м
Осадка - 9 м
Экипаж - 1960 чел
Летный состав - 626 чел
Штаб соединения - 40 чел
Водоизмещение- 55000 т
Полная скорость - 29 узлов
Дальность при полном ходе - 4000 миль
Экономическая скорость - 18 узлов
Дальность при экономичном ходе, миль 8500
Автономность - 45 суток

Конструкция и вооружение
ТАВКР "Адмирал Кузнецов" от предшественников отличает увеличенная полётная палуба и наличие трамплина (угол схода 14°) в носовой части. Корпус высокобортный, изготовлен из стали по продольной системе набора. Дно двойное по всей длине. Корпус имеет 9 палуб. Надстройка ("остров") смещена к правому борту. В кормовой части корпуса размещена оптическая система посадки "Луна-3". Энергетическая установка аналогична ТАВКР "Адмирал Горшков", но отличается увеличенным запасом топлива. На борту могут базироваться 26 самолётов (Су-33 и МиГ-29К) и 24 вертолёта (18 Ка-27 и Ка-29, 2 Ка-27ПС, 4 Ка-31) (по состоянию на март 1996 года на борту имелось 15 Су-33, 1 Су-25УТГ, 11 Ка-27, 1 Ка-31). Для размещения авиатехники под главной палубой имеется ангар (153x26x7,2 м). Для перемещения ЛА по ангару используется полуавтоматическая система цепной транспортировки (тягачи применяются только для подачи ЛА на платфлормы лифтов). В целях противопожарной безопасности ангар может разделяеться огнестойкими складными шторами на 4 отсека. Топливные цистерны и погреба боезапаса имеют коробчатую броневую защиту. Противоторпедная защита шириной 4,5 м состоит из 3 продольных переборок (вторая - многослойная бронированная). Спасательные средства включали в себя большой корабельный командирский катер пр. 1404, 2 рабочих катера пр. 1402Б, 2 шестивёсельных яла пр. ЯЛ-П6 и 240 плотиков ПСН-10М в контейнерах.

Вооружение корабля состоит из 12 пусковых установок 4К80 ПКРК "Гранит", 4 шестиствольных пусковых установок ЗРК "Кинжал" (192 ракеты), 8 пусковых установок "Кортик" (256 ракет), 6 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М (48000 снарядов), 2 установок РБУ-12000 "Удав". В состав радиоэлектронного оборудования входят: БИУС "Лесоруб", многофункциональный комплекс "Марс-Пассат", трёхкоординатная РЛС "Фрегат-МА", РЛС обнаружения низколетящих целей "Подкат", навигационный комплекс "Бейсур", комплекс связи "Буран-2", РЛС управления полётами "Резистор", средства РЭБ "Созвездие-БР", ГАС "Звезда-М1" и др. (всего 58 наименований).

Хроника
1977, ноябрь
Началась разработка тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.5 "Рига" в Невском проектно-конструкторском бюро в года под руководством главного конструктора О.П.Ефимова (летом 1979 года его сменил А.Б.Морин, в декабре 1979 года - В.Ф.Аникеев, в 1986 году - П.А.Соколов, в 1989 году - Л.В.Белов). По сути это был новый корабль. При его создании широко использован опыт разработки авианосцев проектов 1153 и 1160. Первоначально предполагалось установить на нём паровую катапульту, но позже проект был переработан под трамплин.

1980, 23 июля
Завершилась разработка эскизного проекта (10 вариантов).

1982, 7 мая
После множества согласований и внесения изменений проект был окончательно утверждён. Впервые на отечественном корабле установлены аэрофинишёры, оптическая система посадки "Луна" и боковые самолётоподъёмники. Одновременно с разработкой корабля шла доводка палубных самолётов, для чего в Крыму на аэродроме Ново-Фёдоровка (г. Саки) построен полигон со стальным лётным полем в виде корабельной палубы НИТКА (наземный испытательно-тренировочный комплекс авиации).

1982, 26 июля
Зачислен в списки кораблей ВМФ.

1982, 1 сентября
ТАКР "Рига" (заводской №105) заложен на на Черноморском судостроительном заводе № 444 в Николаеве.

1982, 26 ноября
Переименован в "Леонид Брежнев".

1985, 6 декабря
Спущен на воду.

1987, 11 августа
Переименован в "Тбилиси"

1989, 1 ноября
Впервые в СССР на палубу "Тбилиси" совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель В. Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель Т.О.Аубакиров).

1990, май
Корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ.

1990, 1 августа
Начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16200 миль, совершено 454 полёта самолётов.

1990, 4 октября
Переименован в "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".

1990, 25 декабря
Вступил в строй

1991, 20 января
Вошёл в состав Краснознамённого Северного флота. При этом доводочные работы продолжались до 6 мая 1991 года. Корабль был включён в состав 43 дивизии ракетных крейсеров с базированием в Видяево.

1991, 1 - 20 декабря
Крейсер совершил переход вокруг Европы в Североморск.

1994
Строевые лётчики 279 иап под командованием Героя РФ Т. А. Апакидзе освоили полёты с палубы..

1995, 23 декабря - 1996, 22 марта
«Адмирал Кузнецов» совершил поход в Средиземное море с 15 самолётами и 11 вертолётами на борту. Всего пройдено 14156 миль, выполнено 524 полёта самолётами и 996 вертолётами. Во время похода нанесены визиты в Тартус (Сирия, 29.01-02.02.1996) и Ла-Валетту (Мальта, 17-18.02.1996). После возвращения прошёл плановый ремонт на СРЗ-35 в Росте.

1998
С августа обеспечивал боевую подготовку палубной авиации.

1999, октябрь
Обеспечивал лётные испытания самолёта Су-27КУБ.

2000, осень
Вновь прошёл ремонт на СРЗ-35.

2004, 27 сентября - 24 октября
Участвовал в учениях КСФ в северо-восточной Атлантике. За время службы кораблём командовали: капитан 1 ранга В. С. Ярыгин, контр-адмирал А. В. Челпанов, капитан 1 ранга А. В. Турилин, капитан 1 ранга А. П. Шевченко.

2008, август
Бортовой номер 063. Командир капитан 1 ранга Александр Шевченко. 43 дивизия ракетных кораблей (Североморск).

См. также
ТАКР проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов»

Источники
Ж-л «Власть» № 7(760) от 25.02.2008 - http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=856201
http://aviaros.narod.ru/adm_kuzn.htm

18.05.2012








 

Hosted by uCoz