Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, сентябрь 2006
|
Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского
Основано Императором Павлом I 20 (31) августа 1798 года как Училище Корабельной Архитектуры. Более 100 лет (в разные годы) училище размещалось в здании Главного Адмиралтейства.
В 1998 году, после объединения с ВВМИУ имени В. И. Ленина преобразовано в Военно-морской инженерный институт - военное учебное заведение Санкт-Петербурга.
С 1 июля 2012 года после объединения Военно-морского инженерного института с Военно-морским институтом радиоэлектроники имени А. С. Попова стало называться Федеральное Государственное Образовательное учреждение Военный институт (Военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им Н. Г. Кузнецова».
Названия училища
1798-1827 - Училище корабельной архитектуры
1827-1856 - Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа
1856-1867 - Инженерное и артиллерийское училище морского ведомства
1867-1872 - Инженерное училище морского ведомства
1872-1896 - Техническое училище Морского ведомства
с 25 июня 1896 года - Морское техническое училище Императора Николая I
с 24 сентября 1898 года - Морское инженерное училище Императора Николая I
с 1917 - Морское инженерное училище
С 29 января 1925 года - Военно-морское инженерное училище
с 29 апреля 1927 года - Военно-морское инженерное училище имени т. Дзержинского
с 10 июня 1939 года - Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского
с 29 августа 1998 года - Военно-морской инженерный институт
с 1 июля 2012 года - ФГОУ Военный институт (Военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им Н. Г. Кузнецова»
Училище корабельной архитектуры (1798-1827)
20 (31) августа 1798 года император Павел I утвердил доклад «комитета по учреждении училищ для учеников штурманских и Корабельной Архитектуры». В Санкт-Петербурге и Херсоне были основаны первые в мире военно-морские инженерные учебные заведения - Училища корабельной архитектуры. Подобные учебные заведения были созданы в Англии только в 1811 году, в США - в 1845 году, а в Германии лишь в 1861.
Училище корабельной архитектуры в Херсоне просуществовало всего 5 лет. Первым директором Черноморских штурманского и корабельного училища был адмирал граф М. И. Войнович. В 1803 году херсонское училище было расформировано, а его воспитанники переведены в училище корабельной архитектуры Санкт-Петербурга, которое размещалось в доме генерал-майора Г. И. Бухарина, специально купленном Государственной адмиралтейской коллегией для училища (ныне Проспект Римского-Корсакова, № 16/2. 3 марта 2003 года на доме установлена мемориальная доска с надписью «Здесь в 1798-1816 гг. размещалось первое в мире Училище корабельной архитектуры»).
Первым директором Санкт-Петербуркого училища корабельной архитектуры был назначен известный кораблестроитель обер-сарваер А. С. Катасанов, который руководил училищем до 1804 года. Большой вклад в совершенствование учебного и воспитательного процесса училища внёс профессор математики С. Е. Гурьев.
В 1800 году в училище была открыта адъюнктура. 4 марта 1803 года Император Александр I утвердил первый Устав училища.
В училище преподавали курс корабельной архитектуры известные кораблестроители И. С. Разумов и И. В. Курепанов, а курс лесоводства русский учёный Е. Ф. Зябловский. С 1800 по 1825 год преподавателем российской грамматики, логики и риторики в училище работал русский писатель П. И. Соколов.
В Петербургское училище принимались дети дворян, офицеров и солдат в возрасте 12-14 лет, умевшие читать и писать, обладавшие хорошим здоровьем и способностями. Обучение продолжалось 6 лет. 2 января 1805 года из училища досрочно были выпущены самые способные ученики - И. А. Курочкин и А. А. Попов, впоследствии видный ученый и кораблестроитель. Первый выпуск состоялся в августе 1805 года, было выпущено 7 драфцманов (чертежник, конструктор). С 1815 года училище стало готовить тиммерманов высшего разряда с чином XII-XIII класса Табеля о рангах. К 1827 году училище дало флоту около 70 кораблестроителей, среди которых получили широкую мировую известность А. А. Попов, Я.А. Колодкин, И. Я. Осминин - построивший свыше 20 парусных военных кораблей, И. А. Амосов - построивший первый в России винтовой фрегат «Архимед», С. О. Бурачек, директор Адмиралтейских Ижорских заводов К. И. Швабе, директор Санкт-Петербургской Адмиралтейской верфи В.И. Берков.
10 октября 1812 года в связи с Отечественной войной училище переехало в Свеаборг.
10 января 1817 года Училище корабельной архитектуры было слито с Морским кадетским корпусом и переехало в его здание.
Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа (1827-1856)
25 апреля 1827 года училище корабельной архитектуры вместе с учительской гимназией, состоявшей при Морском корпусе и готовившей преподавателей морского дела, было преобразовано в Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа с общим штатом 900 человек. Училище разделилось на высшее и низшее. Высшее стало готовить офицеров и кондукторов в корабельные инженеры, а низшее - унтер-офицеров в рабочие экипажи. Учебный экипаж состоял из двух кондукторских рот и четырёх мастерских. Мастерские пополнялись кантонистами.
2 марта 1828 года Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа были переведены в здание Главного Адмиралтейства. 30 апреля 1830 года состоялся первый выпуск слушателей учебного экипажа.
С 4 сентября 1832 года в кондукторских ротах начали готовить корабельных инженеров-механиков для управления паровыми машинами, а затем и инженеров морской строительной части и военных поселений. 7 февраля 1834 года состоялся первый выпуск инженеров-механиков флота.
Выдающиеся выпускники училища данного периода: кораблестроитель Л. Г. Шведе, один из основателей Русского Технического Общества (1866) М. М. Окунев, проектировщик паровых и первых броненосных кораблей военно-морского флота Арцеулов Н. А., учёный в области паровых машин кораблей Н. Н. Божерянов.
Инженерное и артиллерийское училище морского ведомства (1856-1867)
В апреле 1856 года училище было преобразовано в Инженерное и Артиллерийское училище морского ведомства.
В 1857 году был произведен последний выпуск офицеров училища в корпус морской строительной части. С 1858 года училище готовило специалистов только двух специальностей: инженеров-кораблестроителей и инженеров-механиков.
В 1860 году было установлено звание кондуктор. Училище с этого времени производило выпуск уже не в офицеры, а в кондукторы корпуса корабельных инженеров и инженеров-механиков флота.
В этот период училище окончили известные впоследствии учёные и кораблестроители В. И. Афанасьев, Н. Е. Кутейников, гидрограф и исследователь Арктики И. И. Ислямов.
Инженерное училище морского ведомства (1867-1872)
В 1867 году по окончанию реформы военно-морского образования, которая проходила с 1854 года, училище было переименовано в Инженерное училище морского ведомства.
В училище принимались по результатам конкурсного экзамена лица всех сословий в возрасте от 15 до 18 лет. Срок обучения в училище стал составлять 4 года.
Техническое училище Морского ведомства (1872-1898)
17 (29) июля 1872 года были объединены Инженерное и Штурманско-артиллерийское училища. Училище было переименовано в Техническое училище морского ведомства и переведено в Кронштадт. В 1876 году училище причислено к разряду высших учебных заведений.
Готовило корабельных инженеров, инженеров-механиков, штурманов и морских артиллеристов. Штурманский и артиллерийские отделы были закрыты в 1883-1884 годы.
С 1886 года все кондукторы кораблестроительного и механического отделений училища, выдержавшие установленное испытание, получали: окончившие курс по кораблестроительному отделению - звание младшего помощника судостроителя, а окончившие курс по механическому отделению - звание младшего инженер-механика.
С 1890 по 1900 годы изобретатель радио Попов, Александр Степанович был преподавателем физики Технического училища Морского ведомства, .
25 июня 1896 года училище было переименовано в Морское техническое Императора Николая I училище.
Училище в этот период закончили видные впоследствии корабельные инженеры И. Г. Бубнов, М. Н. Беклемишев и И. С. Горюнов - создатели первой российской подводной лодки «Дельфин», ученые и кораблестроители К. П. Боклевский, А. П. Шершов, Э. Е. Гуляев, К. К. Ратник, Г. Н. Пио-Ульский, Н. Н. Кутейников, Г. Ф. Шлезингер, А. И. Мустафин, П. Ф. Вешкурцев, военный гидрограф и полярный исследователь Н. В. Морозов.
Морское инженерное училище (1898-1917)
24 сентября (6 октября) 1898 года состоялось празднование 100-летия со дня образования училища и оно было переименовано в Морское инженерное училище Императора Николая I
В 1906 году для выпускников училища вводятся звания корабельный гардемарин-судостроитель и корабельный гардемарин-механик.
12 апреля 1910 г. для выпускников училища учрежден нагрудный знак. 4 (17) апреля 1911 г. - Морскому Инженерному училищу Императора Николая I присвоен герб.
В сентябре 1917 года училище переехало из Кронштадта в Петроград в здание Политехнического института и стало называться - Морское инженерное училище.
Выдающиеся выпускники данного периода, известные учёные и кораблестроители: В. П. Костенко, Ю. А. Шиманский, М. И. Яновский, А. И. Балкашин, В. Г. Власов (выпуск 1918 года), а также учёные В. Л. Поздюнин, П. Ф. Папкович - окончившие училище экстерном, одни из первых русских авиаторов Н. А. Яцук, Я. И. Нагурский и Л. М. Мациевич (экстерном).
В советское время
В мае 1918 года на 3-м съезде моряков Балтийского флота была принята резолюция, в которой было записано:
«…Морское Инженерное училище, дающее флоту необходимых специалистов, должно непрерывно продолжать свои занятия на прежних основаниях, впредь до выработки норм в связи с общей реорганизацией морских школ»
С августа 1918 г. училище размещалось в здании Морского корпуса. 4 октября 1918 г. училище было расформировано. Старшему курсу разрешили закончить образование. Воспитанники училища стали называться военморами Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ).
В 1919 году состоялся последний выпуск Морского инженерного училища (48 специалистов: 15 мая - 41 инженер-механик, 1 июня 1919 года - 7 корабелов). Согласно приказу Реввоенсовета Республики (РВСР) № 474 от 27 июня 1919 года выпускникам присваивалось звание «инженер-механик флота».
Весной 1920 г. в Соединенных классах специалистов комсостава флота (образованных 1.11.1918), открылся механический отдел - правопреемник бывшего МИУ, а осенью - кораблестроительный отдел. В октябре 1921 г. классы были расформированы, корабелы и механики продолжили образование в Морской академии.
Март 1922 г. - принято решение о разделении УКСФ на Военно-морское и Морское инженерное училище. С этого времени начинается история советского МИУ.
2 мая 1922 г. - РВСР принял решение о восстановлении Морского инженерного училища в полном объёме.
В сентябре 1925 года училище вновь переехало в здание Главного Адмиралтейства.
В 1926 г. для обучающихся было введено воинское звание курсант.
29 апреля 1927 г. - переименование в Военно-морское инженерное училище имени т. Дзержинского.
Октябрь 1929 г. - в училище произошло слияние механического и электротехнического отделов и началась подготовка командиров электромеханических боевых частей кораблей.
27 апреля 1930 г. - училище причисляется к разряду высших учебных заведений.
С 1 октября 1931 года в училище впервые организуются кафедры. Учебные курсы преобразованы в дивизионы, которые делились на группы по специальности, а классы - на смены.
В 1931 г. при училище открыты политические курсы. С 10 декабря 1932 г. - приказом РВС СССР № 235 политические курсы преобразованы в Военно-политическую школу. В 1936 г. Военно-политическая школа преобразована в Военно-политическое училище и переведено из Главного Адмиралтейства.
июнь 1932 года - в училище на основании Постановления Реввоенсовета СССР от 17 мая 1932 года организуется отдельная школа для подготовки начальствующего состава связи - затем школа связи ВМС РККА. На основании Приказа Начальника Морских Сил РККА от 29 марта 1933 года школа преобразована в Училище связи Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (в 1936 г. переведено из Главного Адмиралтейства, в последующем получило название Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова).
1932 г. - воссоздание в училище адъюнктуры.
1933 г. - вводятся параллельные классы со сроком обучения 3,5 года.
1937 г. - вновь начинает действовать электротехнический сектор.
1939 г. - создание отдела береговой обороны. В 1940 году отдел береговой обороны передан Высшему Военно-морскому инженерно-строительному училищу.
С 16 мая 1939 г. - училище отнесено к разряду ВУЗов 1-й категории и переименовано в Высшее Военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского.
10 июня 1939 г. - училище награждено орденом Ленина и стало называться Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского.
В 1940 году - в училище вместо отделов сформированы факультеты - паросиловой, дизельный, электротехнический, кораблестроительный.
15 августа 1941 г. - эвакуация училища в г. Правдинск Горьковской области.
12 февраля 1942 г. - перебазирование училища в г. Баку.
1 сентября 1943 г. - при училище открыты курсы офицерского состава инженерно-корабельной службы.
15 ноября 1943 г. - Ученому совету училища предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.
25 декабря 1943 г. - училищу вручено боевое Красное знамя части.
23 июня 1944 г. - перебазирование училища в г. Ленинград.
1 февраля 1945 г. - при училище сформированы 10-ти месячные курсы усовершенствования офицеров инженерно-корабельной службы (КУОИКС). С 1 января 1948 г. - КУОИКС преобразованы в Высшие классы офицерского состава инженерно-корабельной службы (ВКОСИКС).
1945 г. - при училище работают курсы радиопомех и врачей КПА ГУК ВМФ.
1 мая и 24 июня 1945 года - училище участвует в парадах в Москве в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
1948-1954 гг. - участие училища в формировании новых высших военно-морских училищ: 25 апреля 1959 года паросиловой факультет переведен в ЛВВМИУ г. Пушкин и 30 апреля 1953 г. дизельный факультет переведен в Севастопольское ВВМИУ г. Севастополь.
15 апреля 1950 г. - создание особого факультета (для курсантов и слушателей стран народной демократии).
1951 г. - передача училищу Инженерного замка для размещения Кораблестроительного и Особого факультетов училища.
7 октября 1954 г. - при училище формируются курсы по подготовке специалистов судоремонтных предприятий.
20 августа 1956 г. - Ученому совету училища присвоено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.
3 мая 1957 г. - в училище образован специальный факультет (в 1988 г. получил открытое наименование - факультет ядерных энергетических установок).
С 24 апреля 1959 г. - при училище функционировали курсы инженеров-механиков ПЛ и НК по живучести кораблей, по размагничиванию, инженеров-энергетиков ЯЭУ ПЛ.
С 1973 г. - в училище открыто отделение заочного обучения.
С 20 июня 1975 г. - в училище введена специализация «спасательно-судоподъемная, водолазная».
В современной России
С 1993 г. - вместо электротехнического факультета, переведенного в ВВМИУ (г. Пушкин), в училище открыт факультет комплексных систем управления (КСУ). Свое наименование факультет получил в 1997 году.
21 марта 1997 г. - Приказом ПС ВМФ № 107 утверждена дата ежегодного праздника ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского - 31 августа.
8 апреля 1998 г. - Государственная Дума Федерального собрания РФ приняла постановление «О праздновании 200-летнего юбилея ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского», 12 мая 1998 года во дворце Белосельских-Белозерских (г. Санкт-Петербург) состоялся общественный акт торжественного чествования ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского в честь 200-летия со дня его основания.
1998 г. - За огромный и неоценимый вклад в создание, становление и развитие ВМФ России; за создание, развитие, популяризацию отечественного инженерного образования; за продолжение славных традиций в деле подготовки и обучения многих поколении российских моряков, прославляющих честь и славу Российского флота и Андреевского флага, ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского удостоено звания лауреата «Золотой Книги Санкт-Петербурга»
29 августа 1998 года - Правительство РФ приняло постановление № 1009, которым определено создание Военно-морского инженерного института (г. Пушкин, Ленинградской области) на базе ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского (г. Санкт-Петербург) и ВВМИУ (г. Пушкин, Санкт-Петербург).
С 1918 по 1998 годы училище произвело 77 выпусков высококвалифицированных специалистов для военно-морского флота.
1 июля 2012 года Военно-морской инженерный институт был объединён с Военно-морским институтом радиоэлектроники имени А. С. Попова и получил новое название - Федеральное Государственное Образовательное учреждение Военный институт (Военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им Н. Г. Кузнецова».
Начальники училища
Училище корабельной архитектуры
Катасанов Александр Семёнович - 1798-1802, генерал-лейтенант
Балле Иван Петрович - октябрь 1802-1805, адмирал
Гагарин Сергей Иванович - 1805-1811
Брюн де Сен-Катерин, Яков Яковлевич - 1811-1817, генерал-майор
Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа
Карцов Пётр Кондратьевич - 1817-1827, адмирал
Сарычев - майор
Евдокимов - подполковник
Щитовский Фёдор Фёдорович - 1830-1848, генерал-майор
Акимов - подполковник
Инженерное и артиллерийское училище морского ведомства, Инженерное училище морского ведомства
Сиденснер Карл Карлович - с 27 марта 1856-1872, генерал-лейтенант
Техническое училище Морского ведомства
Зеленой Александр Ильич - 1872-1879, генерал-лейтенант
Колонг К. Ф. (с 15 января 1879-1885), генерал-лейтенант
Морское техническое училище Императора Николая I
Изыльметьев Фёдор Дмитриевич - с 31 августа 1886 - февраль 1899, генерал-лейтенант
Пароменский Александр Иванович - 1900-1908, генерал-лейтенант
Тыртов Пётр Иванович - 17 ноября 1908-1917, генерал-лейтенант
Морское инженерное училище
Погодин А. И. - март 1917 по май 1919, генерал-лейтенант
Улановский Владимир Петрович - май-июнь 1919, полковник
Бжезинский Валерьян Людомирович - 1922-1923
Грундман Роман Романович - 1923-1924
Военно-морское инженерное училище
Лукомский Пётр Ильич - 1924-1927
Военно-морское инженерное училище имени т. Дзержинского
Татаринов Алексей Николаевич - 1927-1930, генерал-майор
Боровиков Григорий Никитич - 1930-1933
Рашевич Франц Константинович - 1933-1937, инженер-флагман 3 ранга
Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского
Михайлов А. А. - 1937-1941, военинженер 1 ранга
Крупский Михаил Александрович - 1941-1948, контр-адмирал
Красиков Борис Яковлевич - 1948-1953, контр-адмирал
Миляшкин Иван Георгиевич - 1953-1966, вице-адмирал
Кучер Аркадий Терентьевич - (1966-1973), вице-адмирал
Егоров Егоров Николай Касьянович - (1973-1979), вице-адмирал[17]
Кудрявцев В. Ф. - (1979-1988), вице-адмирал
Мироненко Г. М. - (1988-1994), контр-адмирал
Колесников И. Н. - (1994-1998), контр-адмирал
Военно-морской инженерный институт
Халиуллин Ю. М. - (1998-2000), контр-адмирал
Мартынов Н. П. - (2000-2008), контр-адмирал
Военный институт (Военно-морской политехнический)
Якушенко Е.И. - (2009 - н.в.) - капитан 1-го ранга запаса
Преподаватели и выпускники
См. статью Преподаватели и выпускники ВВМИУ им. Ф. Э. Дзержинского
См. также
Высшее военно-морское инженерное училище имени В. И. Ленина
Военно-морской инженерный институт
Военно-морской институт радиоэлектроники имени А. С. Попова
Фото
Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, сентябрь 2006
Более 100 лет (в разные годы) училище размещалось в здании Главного Адмиралтейства.
Мемориальная доска на первом здании Училища корабельной архитектуры
Санкт-Петербург пр. Римского-Корсакова, № 16/2
Итальянский дворец в Кронштадте, август 2009
Построен в 1720-1727 гг. архитектором И.-Ф. Бранушвейгом, неоднократно перестраивался. Памятник культурного наследия России. С 1872 года в здании размещалось Техническое училище Морского ведомства
Михайловский (Инженерный) замок. Фасад на Садовую улицу. Санкт-Петербург, май 2012
В 1951 году училищу был передан Инженерный замок
Литература
[1] Быховский И. А. Рассказы о русских кораблестроителях.-Л.: Судостроение, 1966.
[2] Кузинец И. М. «Адмиралтейская Академия». - Москва: Изд. дом «Руда и металлы», 1998. - 640 с.: ил. (суперобложка)
[3] Кузинец И. М., Муру Н. П. «Военно-морскому кораблестроительному образованию 200 лет» в кн. «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» т.1 - Спб: Наука, 2001.
[4] Наймушин И. Н. Дом для корабелов. СПб., 1997.
[5] Пароменский А. Исторический очерк Морского инженерного училища, в. 2, СПБ, 1900.
[6] Пилявский В. И. Главное Адмиралтейство в Ленинграде. Л.; М., 1945.
[7] Синявер М. М. Адмиралтейство. М., 1948; Сашонко В. Н. Адмиралтейство. 3-е изд., испр. и доп. Л., 1982.
[8] Соловьева Т. А. К причалам Адмиралтейской набережной. СПб., ИКАР,1999.
[9] Усик Н. П., Полях Я. И. Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского, исторический очерк, издание училища, Ленинград, 1990 г.
[10] Колесников И., Кузинец И. Морские инженерные династии.//Морской сборник № 1, 1998 г.
Интернет
[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/Высшее_военно-морское_инженерное_училище_имени_Ф._Э._Дзержинского
[2] Об учреждении корабельных и штурманских Училищ для Балтийского и Черноморского флотов, с приложением штатов оных Училищ и табелей мундирным и амуниционным вещам.(Полное собрание Законов Российской империи. 1798 год. Том 25. Закон № 18634) - http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php?regim=4&page=350&part=113
[3] Русское кораблестроение - http://fastship.ru/na_predele_vozmozhnostej/russkoe_korablestroenie/
[4] Указ об учреждении в Петербурге и Николаеве специальных училищ корабельной архитектуры (1798 г. 20.8) - http://www.rusnavy.ru/d02/066.htm
[5] Морское инженерное училище императора Николая I в Кронштадте. Военная энциклопедия, 1911-1914 г.г. - http://slovari.yandex.ru/~книги/Военная%20энциклопедия/Морское%20инженерное%20училище%20императора%20Николая%20I%20в%20Кронштадте/
[6] Н. Скрицкий Первые черноморские морские училища. - http://www.morflot.su/article.php?id=1176
[7] Кораблестроитель Берков Василий Иванович. - http://pusk.by/bbe/10340
[8] Учебные экипажи. Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. (1890-1916 гг.) - http://www.brocgaus.ru/text/102/928.htm
[9] Высочайше утверждённое Положение о корабельных инженерах и инженер-механиках флота. ПСЗ РИ II № 3701 от 15 мая 1886 г. - http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php?regim=4&page=194&part=1493
[10] О присвоении Морскому Инженерному Училищу Императора Николая I герба. (Полное собрание законов Российской Империи. Указ 35007. 1911 год) - http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php?regim=4&page=241&part=1940
[11] Официальный сайт - http://www.vmii.edu.ru/
[12] Военно-морской инженерный институт - http://www.naukaspb.ru/Vuzy/vmii.htm
[13] Обращение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Правительства Российской Федерации о сохранении Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского. 30 сентября 1998 года. - http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/eh-instrukcii/o5g.htm
[14] Будто гунны атакуют цитадель военно-морского инженерного образования.// Советская Россия, 23 января 2013 года. - http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=592816
[15] Политехнический фундамент флота. Олег Починюк, «Красная звезда», 29.08.2012. - http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/4348-politehnicheskiy-fundament-flota
[16] Обучение на платном отделении военно-морского политеха обойдется в четверть миллиона. - http://flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=120901
[17] Центральный военно-морской архив (ЦВМА) -
http://www.petergid.ru/leningradskaya/gatchina/krasnoarmeyskiy/ministerstva-oboroni-rf-tsentralniy-voenno-morskoy-arhiv.html
[18] Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского - http://moov-vmf.ru/vvmiolu
21.03.2013
|
На главную страницу
Категории
Люди
Корабли
Соединения
Организации
География
События
Статьи
Каталоги
Статьи
Иллюстрации
Дополнительные статьи
|